Жители пятиэтажки на востоке Москвы устроили настоящий коммунальный бунт. Председателю местного ЖСК удалось раскрыть схему, благодаря которой не только он и его соседи, но и жители не менее 40% столичных домов переплачивают энергопоставщикам в разы. Бунтовщики начали жить по тарифам, которые сочли справедливыми. Им неофициально советовали не лезть в сферу, в которой вращаются миллиарды. Но москвичи не сдались и в итоге доказали всей стране, что победа над коммунальщиками реальна, рассказывает "Московский комсомолец".
События, описываемые в статье, произошли в пятиэтажке по адресу Большая Черкизовская, д.6, корп.4. Шесть лет назад за счет средств городского бюджета в домах жилого фонда установили общедомовые счетчики воды и тепловой энергии. Жильцы надеялись, что квартплата, давно вышедшая на "парижский уровень", наконец-то снизится. Но не тут-то было: выросла процентов на сорок. Конкретно за отопление - в два раза.
Люди, наверное, так бы и платили поставщику тепловой энергии "МОЭК", если бы новому председателю ЖСК этого дома Юрию Мащенко не пришло в голову разобраться что к чему. Тем более что инженерская закалка не позволила бы в этой ситуации сидеть сложа руки.
Где могла произойти накрутка? Известно, что за самую дорогую часть платежки - тепло - мы отдаем исходя из двух составляющих: устанавливаемого чиновниками тарифа и количества потребленного тепла. Общая сумма платежа получается простым умножением этих параметров. А затем потребленное тепло делится пропорционально квадратным метрам каждой из квартир. Так получается индивидуальный платеж. У энергопоставляющих компаний из этой ситуации есть два выхода.
Более сложный и затратный - договориться с властями, чтобы они "подмухлевали" тариф. Так, например, поступили в Твери, где несколько лет назад "слуг народа" осудили за тарифный сговор с коммунальщиками. Но в Москве - под боком у госвластей - такая схема куда рискованнее. Поэтому у коммунальщиков остается второй способ завысить платежи - искусственно увеличить объемы потребления ресурсов.
К трубе присосался "банно-прачечный комбинат" и "дом-призрак"
В отношении дома 6, корп.4 по Большой Черкизовской этот метод был применен с размахом Остапа Бендера. Здание и еще пять соседних подключили к одной центральной тепловой трубе - на ней в каждом подвале были установлены теплосчетчики, проходящие по документам как общедомовые. Однако на деле приборы считали энергию, потребленную не только конкретным домом, но и всеми зданиями, которые расположены в "цепочке" за этим домом.
Жильцы "сцепленных" домов собрали комиссию и провели настоящее детективное расследование. Изучив подвалы и имеющиеся документы, они сделали открытие: к их трубе присосался "банно-прачечный комбинат", организованный управляющей компанией. Но и это еще не все: был выявлен также "висящий" на их трубе муниципальный "дом-призрак". Проштудировали бумаги и показания счетчиков: выяснилось, что по отчетным документам МОЭК это здание подключено якобы по отдельной от пяти других домов трубе. Таким образом, расход тепла в этом доме начисляется на жильцов остальных домов "сцепки".
"Мало того что коммунальщики присваивают платежи, поступающие от этого муниципального дома, но дело еще и в том, что энергокомпании получают из бюджета субсидии, - объясняет, зачем это нужно коммунальщикам, Юрий Мащенко. - Схема тут такая: энергокомпания затрачивает средства на производство тепла для всех шести домов в объеме, скажем, 800 Гкал, а из бюджета берет как за тысячу, так как в отчете указывается, что еще 200 Гкал для муниципального дома поставлено по отдельной трубе. Я подсчитал, что только на одном доме можно незаконно зарабатывать больше 100 тысяч рублей на отоплении и еще около 200 тысяч - на горячей воде".
Убедили суд цифрами
Узнав правду, Мащенко и его соседи отныне решили платить за самостоятельно рассчитанные справедливые объемы. И примерно за два года вся пятиэтажка - 60 квартир - накопила долг в 4,2 миллиона (вместе со штрафами). Конечно же, УК как посредник между жильцами и МОЭК подала на бунтовщиков в суд. Победа казалась очевидной: в аналогичных случаях, как узнали "подсудимые", побеждали как раз коммунальщики.
"Просто председатели ЖСК в основном гуманитарии, - объясняет Мащенко. - Они пытались доказать суду правоту, предоставляя свои жалобы и письма чиновникам. Но суд такие доводы во внимание не принимает".
А вот цифры из нормативно-технических документов и показания приборов принял. В результате Московский арбитражный суд в конце июля постановил: бунтующий дом никому ничего не должен - ни УК, ни МОЭК. Мало того, разбирательства продолжаются: возможно, жильцы и коммунальщики поменяются местами.
"На самом деле бороться с переплатой реально, хотя с наскока ресурсопоставщиков не возьмешь", - считает победитель. И советует: "Нужные вам цифры и формулы можно взять в Московских городских строительных нормах 02.01-99 "Энергосбережение в зданиях". Надо знать типовой проект дома, который должны предоставить в вашей УК или БТИ. Если дом построен по индивидуальному проекту, то тогда - его название или номер".