Деятели культуры давно научились привлекать инвесторов для строительства собственных театров, школ и центров, пишут "Ведомости". Одним из первых таких проектов стал Центр им. Мейерхольда на Новослободской, который помимо самого центра включил в себя офис и гостиницу. Этот проект осуществила компания Falcondale Development. Сначала инвестором был "Онэксим", затем "Интеррос" и "Открытые инвестиции", вспоминает гендиректор Falcondale Development Леонид Шаффер. Набив руку на этом проекте, Falcondale Development позже поучаствовала еще в нескольких ? Центр оперного пения Галины Вишневской на Остоженке и здание Союза театральных деятелей на Страстном бульваре.
Сейчас таких проектов стало много. Журналист Владимир Познер привлек "Крост" для строительства собственной Школы телевизионного мастерства на Малой Дмитровке, "Открытые инвестиции" строят Центр искусств, культуры и досуга им. Аркадия Райкина, Midland Development ? Театр Надежды Бабкиной, Horus Capital ? Фабрику Станиславского.
Чиновник правительства Москвы рассказал, что раньше было нормальной практикой, когда тот или иной деятель искусства добивался от столичного правительства выделения участка для строительства центра, школы, а затем искал инвестора.
Сейчас практика раздачи участков прекращена, все участки выделяются на конкурсе, утверждает чиновник правительства Москвы.
Но каждый столичный объект имеет долю города (30-50% площадей), которую инвестор передает по инвестконтракту московским властям. И понравившийся властям культурный деятель имеет шанс эту долю получить. Сегодня инициатива культурных проектов исходит от города или городских структур, передал через пресс-службу Валентин Виноградов, гендиректор Midland Development. К примеру, разместить Театр Надежды Бабкиной на площадях, причитающихся городу в многофункциональном центре Midland, компании предложили московский государственный музыкальный театр фольклора "Русская песня" и Комплекс социальной сферы города Москвы.
"Никакой выгоды для девелопера в таких проектах нет. Для нас абсолютно все равно ? отдавать долю городу деньгами или площадями", ? считает гендиректор одной девелоперской компании. "Подключение к сетям и оформление документации происходит в обычном режиме", ? настаивает Виноградов.
Единственная выгода для девелопера состоит в том, что культурные герои неплохо защищают от различных проблем с властями: одно дело предъявить претензии офисному комплексу, а другое ? театру имени уважаемого человека, замечает Гец.