Почти половина основного объема ввода новых торговых центров в российских регионах в 2018 году придется на города-миллионники, подсчитали аналитики. В крупнейших городах страны появится 225 тыс. кв. метров таких торговых площадей. Накануне эксперты в связи с трагедией в Кемерово указывали на то, что ТЦ уродуют окрестности и делают все, чтобы замедлить людской поток, превращаясь во время ЧП в "душегубки".
Исследование о введении новых площадей в дни после пожара, который унес жизни минимум 64 человек, представила консалтинговая компания CBRE. Ввод крупных торговых центров в текущем году заявлен в Новосибирске (45 тысяч "квадратов"), Уфе (54 тысячи "квадратов") и Самаре (38 тысяч "квадратов"). Кроме того, ТЦ арендопригодной площадью свыше 40 тысяч квадратных метров планируется открыть в 2018 году во Владивостоке и Нижневартовске, передает РИА "Новости".
Всего в регионах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, несмотря на нулевой ввод новых торговых площадей в первом квартале, на конец года заявлено к открытию 17 торговых центров с общей арендопригодной площадью 471 тысяча квадратных метров.
Трагедия в кемеровском ТЦ "Зимняя вишня" привлекла внимание к такому формату торговли. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов накануне назвал торговые центры "уродским явлением", а с наиболее резким комментарием выступил архитектурный эксперт Григорий Ревзин в Facebook в своем посте о центрах-душегубках.
Двери в кинозалы в ТЦ "Зимняя вишня", где сгорели десятки детей и подростков, были заперты снаружи, запасные выходы были также закрыты. Как выясняется, в России вообще широко распространена практика держать закрытыми запасные выходы. Соответствующие инструкции велят закрывать их не только в торговых центрах, но и в школах и детских садах. "Их закрывают везде", - подчеркнул Григорий Ревзин.
Эксперт объяснил, что в случаях подобных ЧП различные протоколы противоречат друг другу. Противопожарный протокол требует максимальной скорости эвакуации и максимального количества выходов, а протокол антитеррористической безопасности требует затруднения входа. Протокол охраны от воров требует затруднения выхода, замедления на выходе и возможности проверки.
ТЦ он также называет "складами с порохом", набитыми людьми: "Для привлечения потока требуется постоянное обновление интерьера - нужно создать визуальное событие. Это бесконечный поток временных экспозиций, временных материалов, аттракционов, новой мебели, новых отделок. Они временные, поэтому дешевые, поэтому пожароопасные. И их нужно все время менять на новые для привлечения внимания. Плюс это тонны пожароопасной упаковки, мусора, в основном - пластика. Это склады с порохом, в которых людей как сельдей в бочке".
"Само это устройство - торговый центр - невероятно опасно... а продается оно как место расслабления и отдыха", - резюмирует Ревзин. Он призвал запретить строительство ТЦ в городах и сделать как в Германии - строить "только в поле далеко от города".
Известный блогер Илья Варламов в "Живом Журнале" отмечает, что держать запасные выходы закрытыми обязаны и в школах, и в детских садах. На сайте любой российской школы вывешен документ под названием "Инструкция по противодействию терроризму", составленный в Федеральной службе безопасности РФ. В третьем пункте этой инструкции прямо написано, что "запасные выходы должны быть закрыты и опечатаны".