Председатель Союза православных граждан (СПГ) Валентин Лебедев назвал подписание Украиной Соглашения с ЕС об ассоциации отречением от православия. Об этом говорится в поступившем во вторник в РИА "Новости" сообщении организации.
"Состоялся акт отречения контролируемых правительством Порошенко территорий Новороссии, Малороссии, Северской и Подкарпатской Руси от православного выбора, от святого равноапостольного князя Владимира", - заявил Лебедев. По его мнению, "подписание Соглашения об ассоциации с ЕС предусматривает фактическую оккупацию Украины - политическую, экономическую, но главное - духовную".
Глава СПГ добавил, что для Украины настали времена фактического главенства Европейского совета - высшего политического органа Европейского союза. "Отныне еврокомиссары должны будут присутствовать в каждом ведомстве, взяв под контроль все, вплоть до цен на огурцы", - с иронией отметил Лебедев.
По его мнению, политика ЕС ведет к "тотальной дехристианизации". "В этом контексте борьба православного русского народа <…> против самого антиправославного, антирусского проекта "Украина" является борьбой за наши незыблемые ценности, за Русь Святую и Веру Православную!" - считает глава СПГ.
В составе ЕС 4 страны с православным населением и 5 стран, имеющих значительные православные диаспоры
Отметим между тем, что в состав Евросоюза входят четыре православные страны - Болгария, Греция, Кипр и Румыния. На вступление в ЕС рассчитывает и Черногория.
Еще в 2004 году американское агентство United Press International распространило статью Пола Гобла - сотрудника Евроколледжа в Университете Тарту (Эстония), посвященную усилению православного присутствия в ЕС. Ее перевод опубликовал сайт InoСМИ.ru. В статье говорилось о том, что в результате расширения Европейского союза в его составе оказались четыре страны с преимущественно православным населением (ранее была одна лишь Греция), а также еще пять стран-членов, имеющих значительные православные диаспоры (к ним относятся Польша, Эстония, Латвия, Литва и Словакия).
Как отмечалось в публикации, распространение влияния православия в Европе бросает вызов теории Самюэля Хантингтона о "столкновении цивилизаций". Хантингтон исходил из того, что православная Греция являла собой "аномальное явление" в католико-протестантской Европе. Отмечалось также, что с расширением ЕС вспыхнули дискуссии относительно того, какое влияние могут оказать православные всего мира и православная церковь в целом на политику Евросоюза.
Гобл отмечал, что тон в подобных дискуссиях задает Московская патриархия. При этом он сослался на статью епископа Венского и Австрийского Илариона (ныне это глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион), опубликованную в печатном органе РПЦ "Церковный вестник", где рассматривались особенности и проявления возросшего влияния православия в странах Европейского союза.
В статье, озаглавленной "Православие в новой Европе: проблемы и перспективы", иерарх РПЦ отмечал, что 94% от общего числа всех православных проживают на территории Европы. Однако до недавних пор единственной православной страной, входившей в состав ЕС, была Греция. Подобное положение ограничивало влияние православия и его идей на взгляды и позицию руководства Европейского союза в отношении целого ряда вопросов.
Расширение ЕС кардинальным образом изменило подобное положение. Теперь в его состав вошли еще три православные страны - Румыния, Болгария и Кипр - и пять стран со значительным удельным весом православного меньшинства - Польша, Эстония, Латвия, Литва и Словакия. В результате, пишет далее Илларион, на территории ЕС теперь насчитываются десятки тысяч православных приходов и десятки миллионов верующих, исповедующих православие.
При этом представитель РПЦ признает, что, конечно же, было бы неправильно рассматривать всех этих людей как членов единого православного прихода с одинаковым мировоззрением. Их разделяют как религиозные, так и политические разногласия. Помимо этого, многие иерархи Православной церкви находятся явно не в ладах друг с другом.
При этом автор утверждает, что в настоящее время, "когда идет процесс формирования самосознания новой Европы, вырабатываются основополагающие законы, которые будут определять облик Европейского союза на годы вперед, православные верующие должны принять активное участие во взаимодействии с европейскими политическими структурами".
Делать это необходимо, подчеркивал представитель РПЦ, поскольку в настоящее время нависла "настоящая угроза того, что либеральная идеология Запада будет провозглашена в качестве единственной законной модели общественного развития в рамках объединенной Европы". Эта идеология, продолжал Илларион, не отводит места для активной роли Церкви и религиозных организаций в общественной и политической жизни. Напротив, религия, согласно ее постулатам, является исключительно личным делом граждан.
"Подобное представление", писал он, "находится в противоречии" с фундаментальными положениями православия и потому ему необходимо активно противостоять. Крайне важно, по мнению Илариона, чтобы Церковь проявила волю к активному противостоянию либеральной европейской идеологии и тем самым обеспечила бы защиту не только собственного учения по таким актуальным вопросам, как аборты и однополые браки, но также добилась того, чтобы Церковь как таковая играла бы центральную роль, оказывая помощь в деле направления политической и общественной жизни в странах Евросоюза в нужное русло.
Статья заканчивалась такими словами: "Русская православная церковь с интересом следит за ходом воплощения "европейского проекта" и через своих представителей в Брюссельской миссии при руководящих органах ЕС принимает самое непосредственное и активное участие в проходящих там дебатах. Будучи наднациональной Церковью, представленной на территории Европейского союза несколькими епархиями, сотнями приходов и сотнями тысяч верующих, Московский патриархат придает большое значение процессу европейской интеграции, которая, на наш взгляд, должна привести к созданию многополярной Европы, в которой соблюдались бы права религиозных общин. Лишь в этом случае Европа сможет стать настоящим общим домом для церкви и разных религиозных групп и конфессий, включая и Православную церковь".
Процитировавший публикацию Илариона Пол Глоб заключает, что Европейский союз быстро превращается в "новую Европу" - место, где больше не действуют прежние установки. Православные в происходящих переменах играют значительную роль, и складывается впечатление, что они намерены играть все возрастающую роль в принятии политических решений в рамках ЕС.
Растущее влияние православия в Европейском союзе, в свою очередь, откроет возможности для Русской православной церкви значительно расширить свое влияние, что необходимо как для решения своих собственных конфессиональных задач на континенте, так и для того, чтобы выступать надежным проводником внешнеполитических интересов российского государства.