Представители традиционных российских конфессий по-разному оценили законопроект об особом контроле за религиозными организациями с иностранным финансированием
Russian Look
Представители традиционных российских конфессий по-разному оценили законопроект об особом контроле за религиозными организациями с иностранным финансированием
 
 
 
Представители традиционных российских конфессий по-разному оценили законопроект об особом контроле за религиозными организациями с иностранным финансированием
Russian Look

Представители традиционных российских конфессий по-разному оценили законопроект об особом контроле за религиозными организациями с иностранным финансированием. В Русской православной церкви и Московском муфтияте его назвали актуальным, а в Федерации еврейских общин сомневаются, что он послужит спокойствию в обществе, и напоминают о напряженности вокруг закона об "иностранных агентах", сообщает РИА "Новости".

Дискуссия по этой теме возникла в связи с тем, что Госдума накануне приняла в первом, базовом чтении законопроект, который обязывает религиозные организации, получающие деньги или имущество от иностранных и международных организаций, иностранцев и лиц без гражданства, представлять в Министерство юстиции РФ отчетность о своей деятельности, персональном составе руководящих органов и иностранном финансировании. Минюст и его территориальные органы получат право проверять финансово-хозяйственную деятельность таких организаций, а также религиозных организаций, в деятельности которых есть признаки экстремизма или терроризма.

В РПЦ документ назвали актуальным

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерей Всеволод Чаплин отметил, что законопроект разрабатывался при консультациях аппарата правительства и Минюста с ведущими российскими религиозными организациями. Чаплин поблагодарил разработчиков документа за эти обсуждения и добавил, что "многие пожелания религиозных организаций, в частности Русской православной церкви, были приняты во внимание".

"Есть определенные технические моменты, которые, может быть, еще стоило бы обсудить между первым и вторым чтениями, но в целом можно сказать, что, с одной стороны, освобождаются от излишнего бюрократического контроля те религиозные организации, которые позитивно себя зарекомендовали, деятельность которых известна, которые в течение многих лет присутствуют в России и прочно связаны с ее народом, поддерживаются нашими гражданами, в том числе финансово", - приводит РИА "Новости" слова главы ОВЦО.

В то же время, добавил он, организации, которые получают финансирование из-за рубежа, нуждаются в более пристальном внимании со стороны государства и общества, что и учитывает законопроект.

"Известно, что сегодня вовсе не любое влияние извне на российскую религиозную жизнь может оцениваться положительно. Мы знаем, что и деструктивные псевдорелигиозные секты, и экстремистские силы в течение последних десятилетий поддерживались из-за рубежа. И в условиях, когда опасность псевдорелигиозного экстремизма, тем более террора, является для большинства стран мира, включая Россию, одной из самых серьезных, государство и общество имеют не только право, но и долг оценивать любые внешние воздействия на религиозную жизнь, на отношения между людьми разных вер и национальностей", - сказал Чаплин.

Такой подход, добавил он, вполне отвечает интересам российского общества.

"Нужно не только проверять, но и помогать", - считают в Московском муфтияте

Муфтий Москвы и Центрального региона, представитель Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Альбир Крганов также указал на актуальность законопроекта. По его словам, различные радикальные и политические круги сегодня пытаются решать собственные задачи в России, прикрываясь "именем религии и именем Бога".

"Они спекулируют на этом, занимаются подрывом устоев государства, противопоставляют людей внутри религии и между религиями. Так что, конечно же, контроль должен быть. Но не только контроль, нужны не только проверки - нужно также и помогать нашим традиционным российским религиям", - сказал Крганов.

Он признал, что есть примеры, когда действующие в России религиозные организации получают из-за рубежа финансирование не на те цели, которые официально декларируют. При этом, по мнению муфтия, мусульманской общины эта проблема касается в меньшей степени - в России существует признанный Фонд поддержки исламской науки, культуры и образования, в который международные исламские организации могут направлять свои целевые пожертвования и где, по словам Крганова, "все предельно понятно и открыто".

"По поводу проверок - я думаю, раз государство дает религиозным организациям легитимность, конечно же, оно вправе и проверять их. Здесь только не должно быть некой ангажированности - равнозначно, равномерно должны проверяться все организации. Правда, не очень понятно, по каким критериям они будут определять, где есть тема экстремизма и радикализма, но тем не менее работать нужно с каждым", - добавил собеседник агентства.

Закон не послужит спокойствию в обществе, полагают в Федерации еврейских общин России

Руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин сказал, что отношение к законопроекту у него "крайне настороженное" и он "не очень" понимает, "зачем он нужен".

"Министерство юстиции осуществляло контроль за экстремистской деятельностью общественных, религиозных организаций и до этого закона. Что касается финансовой отчетности, то она тоже де-факто предоставлялась", - цитирует Горина РИА "Новости".

При этом, добавил он, то, что теперь от религиозных организаций требуется предоставлять детальную отчетность по финансовым поступлениям из-за рубежа, "крайне затрудняет отчетность". По словам Горина, очевидно, что любая религиозная организация так или иначе связана с единоверцами в других странах, от которых могут поступать частные пожертвования, - и "все это учесть крайне сложно". "Таким образом, появляется зацепка для того, чтобы такой организации предъявить финансовые или какие-либо другие юридические претензии", - считает представитель ФЕОР.

"И в целом мы видим, например, касательно аналогичного закона по поводу общественных организаций, что это привело к целому ряду крайне неприятных историй, связанных в том числе с общественной напряженностью вокруг этих законов. Я имею в виду закон о так называемых "иностранных агентах". И то, что такого рода внимание будет привлечено сейчас еще и к религиозным организациям, мне кажется, для спокойствия в обществе вряд ли сослужит хорошую службу", - заключил Горин.