Святитель Феофана Затворника провел много десятилетий в затворничестве, но активно общался с миром письмами
Архив NEWSru.com
Святитель Феофана Затворника провел много десятилетий в затворничестве, но активно общался с миром письмами
 
 
 
Святитель Феофана Затворника провел много десятилетий в затворничестве, но активно общался с миром письмами
Архив NEWSru.com

Русская православная церковь "положительно относится к интернету и использует его возможности для распространения православной культуры". Об этом заявил на состоявшейся накануне пресс-конференции в ИТАР-ТАСС секретарь ученого совета Московской духовной академии Павел Великанов.

По словам священника, в 1996 году, "два года спустя после появления Рунета Московская Патриархия открыла в нем свой сайт и сейчас активно использует его для связей с общественностью", что "позволяет преодолеть психологический барьер между клиром и миром".

Всего же в русском сегменте интернета существует более 2 тысяч интернет-ресурсов церковного содержания. Великанов назвал интернет "прекрасным средством для дистанционного обучения основам православной культуры", особенно в нашей стране с ее огромными расстояниями, однако обозначил в качестве одной из приоритетных задачу повышения качества дистанционного преподавания. С этой целью, пояснил Великанов, уже идет работа над созданием интернет-библиотеки религиозной литературы, которая откроет доступ всем желающим к бесценным сокровищам христианской культуры.

Великанов добавил, что "Русская православная церковь могла бы предложить в качестве образа покровителя русского интернета святителя Феофана Затворника, который провел много десятилетий в затворничестве, но активно общался с миром письмами". На Западе, в Римско-католической церкви уже есть свой покровитель интернета - это святой Исидор.

Житие святителя Феофана Затворника

Святитель Феофан Затворник, Вышенский (в миру - Георгий Васильевич Говоров), родился 10 января 1815 г. в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника. В 1837 г. окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию.

В 1841 г. окончил Академию и принял монашество с именем Феофан. Затем преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА). В 1847 г. в составе Русской духовной миссии был направлен в Иерусалим, где посетил святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами святой горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям.

Здесь, на Востоке, будущий святитель основательно изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. С началом Крымской войны члены Духовной миссии были отозваны в Россию, и в 1855 г. св. Феофан в сане архимандрита преподает в СПДА, затем становится ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 г. архимандрит Феофан - настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 г. - ректор СПДА.

В 1859 г. рукоположен во епископа Тамбовского и Шацкого. В целях подъема народного образования епископ Феофан устраивает церковно-приходские и воскресные школы, открывает женское епархиальное училище. В то же время он заботится и о повышении образования самого духовенства. С июля 1863 г. святитель пребывал на Владимирской кафедре. В 1866 г. по прошению уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии.

"Но не возможностью покоя влекли к себе сердце владыки тихие монастырские стены, - говорится в жизнеописании святителя, - они звали его к себе на новый духовный подвиг. Время, оставшееся от богослужения и молитвы, святитель посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 г. святитель уходит в затвор. В это время он пишет литературно-богословские труды: истолкование Священного Писания, перевод творений древних отцов и учителей, пишет многочисленные письма к разным лицам, обращавшимся к нему с недоуменными вопросами, с просьбой о помощи и наставлениях. Он отмечал: "Писать - это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников".

Святитель оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение во многом родственно учению старца Паисия Величковского, особенно в раскрытии тем о старчестве, умном делании и молитве. Наиболее значительные труды его - "Письма о христианской жизни", "Добротолюбие" (перевод), "Толкование апостольских посланий", "Начертание христианского нравоучения".

Святитель мирно почил 6 января 1894 г., в праздник Крещения Господня. При облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни", - сказано в житии святого.

(По материалам сайта Православный календарь)