Прозелитизм является одним из серьезнейших препятствий на пути развития православно-католического диалога, считает митрополит Кирилл
Архив NTVRU.com
Прозелитизм является одним из серьезнейших препятствий на пути развития православно-католического диалога, считает митрополит Кирилл
 
 
 
Прозелитизм является одним из серьезнейших препятствий на пути развития православно-католического диалога, считает митрополит Кирилл
Архив NTVRU.com

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) направил главе Папского совета по содействию христианскому единству кардиналу Вальтеру Касперу и председателю Конференции католических епископов России митрополиту Тадеушу Кондрусевичу письма, излагающие позицию Русской Православной Церкви (РПЦ) по вопросам православно-католических отношений, сообщает Благовест-инфо. Письма направлены в связи с завершением работы в ОВЦС МП над справкой "Католический прозелитизм среди православного населения России".

Как сообщила Служба коммуникации ОВЦС МП, справка наряду с "комментарием по проблеме прозелитизма" содержит "примеры той деятельности католических структур в России, которая омрачает отношения между двумя Церквами". В письмах председателя ОВЦС МП выражается надежда, что данные материалы "будут способствовать реалистическому представлению о позиции Русской Православной Церкви", а также "нахождению решения стоящих перед двумя Церквами проблем".

В частности, обращаясь к Тадеушу Кондрусевичу, митрополит Кирилл указывает на "наиболее спорный момент" в отношениях Русской Православной и Римско-Католической Церквей √ преобразование "без каких-либо предварительных консультаций и переговоров с православными" апостольских администратур в епархии и их объединение в единую структуру √ церковную провинцию с центром в Москве. Произошедшее, по словам главы ОВЦС, "поднимает вопрос о соблюдении этики диалога и межхристианских отношений, нормы которой были грубо нарушены католической стороной". Глава ОВЦС МП подчеркнул, что РПЦ не ставит "под сомнение право Католической Церкви реформировать или изменять свои собственные структуры". Однако не согласился с мнением, что подобные действия являются "исключительно внутренним делом католиков". "Изменения, которые произошли в структуре Католической Церкви, √ считает митрополит Кирилл, √ прямым образом затрагивают интересы Русской Православной Церкви, ибо осуществлены не "вообще" и "где-то", а конкретно в России и направлены на расширение католического присутствия в нашей стране".

"Католическая сторона ратует за диалог с нашей Церковью в своих публичных заявлениях, но, к сожалению, практически действует в России так, как будто никогда никакого диалога не существовало", √ полагает председатель ОВЦС. "Для нас, √ подчеркнул он, √ эта позиция означает фактический отказ Католической Церкви от использования диалога как инструмента решения конкретных проблем". "В России это негативное развитие ставит под вопрос работу Христианского межконфессионального консультативного комитета", √ заявил митрополит Кирилл.

Отметив, что новая католическая структура создана "на вырост", "в надежде на значительное увеличение количества католиков, то есть на плоды миссионерской деятельности", глава ОВЦС МП коснулся вопроса об истории присутствия католиков в России. По его словам, епархиальные структуры Католической Церкви создавались на юге России в 20-е и 50-е годы XIV века "с миссионерскими целями". В качестве доказательства митрополит Кирилл привел буллу Папы Григория XI, датированную 1375 годом, в которой говорится "об учреждении латинской митрополии с центром во Львове", а также "удалении с ее территории православных епископов".

Опровергая тезис митрополита Тадеуша Кондрусевича о существовании разветвленных католических структур в России в начале XX века, председатель ОВЦС МП напомнил, что Владивостокская епархия Католической Церкви, созданная в 1923 году, "действовала на территории временного государственного образования √ так называемой Дальневосточной республики, фактически за пределами тогдашней Российской Федерации". "Создание этой епархии, √ говорится далее, √ как и деятельность созданной в 1925 году в Риме при Конгрегации восточных Церквей комиссии "Рrо Russiа" во главе с иезуитом Мишелем д'Эрбиньи, является ярким примером того, что тогдашняя "восточная политика" Ватикана использовала для наращивания католического присутствия в России как трагедию гражданской войны (Дальний Восток), так и флирт с большевиками (М. д'Эрбиньи), обрушившими гонения на Русскую Церковь".

Пример нынешней Калининградской области, приведенный митрополитом Тадеушем Кондрусевичем в качестве одного из исторических центров католицизма, по мнению главы ОВЦС МП "является неверным", так как "до Второй мировой войны эта территория принадлежала Пруссии √ части Германии, где господствующим вероисповеданием было лютеранство".

"Ссылки на существующие зарубежные епархии Русской Православной Церкви, √ отмечает митрополит Кирилл, √ также не представляются нам правомерными". По его словам, "зарубежные приходы и епархии Русской Православной Церкви создаются для окормления русскоязычной диаспоры, а не для миссионерской работы с местным населением, как это официально декларируется представителями Римско-Католической Церкви в случае создания ее структур в России". Подобные декларации, указывает председатель ОВЦС МП, содержит статья кардинала Вальтера Каспера, опубликованная в итальянском журнале Civilita cattolica от 16 марта 2002 года, в которой католический иерарх "отстаивает право Католической Церкви на миссию в России".