Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил накануне чин чтения Великого покаянного канона Андрея Критского.
Преображенская церковь храма Христа Спасителя была до предела заполнена верующими. На первую великопостную службу пришли люди самых разных возрастов и социального положения. Вечерние богослужения во время поста начинаются не раньше 6 часов вечера, чтобы прихожане смогли успеть после работы. Как сообщает ИТАР-ТАСС, особо проникновенно пел хор храма Христа Спасителя.
"Пост - это великое и благодатное средство, способное возвысить нашу душу", - подчеркнул Патриарх. "Воздержание от пищи, закаляя нашу волю и утончая чувства, влияет на формирование наших духовных сил, духовного опыта. Вот почему так важно поститься", - подчеркнул предстоятель Русской православной церкви. Говоря об особенностях принятия пищи во время поста, он отметил важность ограничений и, одновременно, призвал к разумному отношению.
"Если вместо смирения пред Господом возникает надменность над другими, чувство озлобления и раздражительности, значит что-то не так в нашем посте", - отметил он.
"Благодарение Богу - все больше людей участвует в Великом посте. Сокращается потребление мяса, об этом даже свидетельствует государственная статистика. И это является добрым свидетельством возвращения нашего народа к древнейшей аскетической практике работы над самим собой", - подчеркнул Патриарх. Он пожелал "провести эти дни спасительно, чтобы приблизиться к празднику Святой Пасхи, почувствовать реальное изменение в своей душе, почувствовать прикосновение к нам Божьей благодати, в ответ на наше смиренное, исполненное доверия к Богу постное поприще".
В течение еще трех вечеров Патриарх будет читать Великий покаянный канон Андрея Критского в монастырях и храмах Москвы и в Троице-Сергиевой лавре. br>
О Каноне святого Андрея Критского
Великий покаянный канон Андрея Критского читается за вечерним богослужением в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы (недели) Великого поста, а также в четверг пятой седмицы Великого поста.
Вот что пишет об этом замечательном произведении церковного искусства его толкователь епископ Виссарион (Нечаев, 1822-1905):
"В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.
С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы - Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь - с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.
Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?
Один за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения - это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов: Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг:
Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время - история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа - единственная и неповторимая - проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.
Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни - мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или, другими словами, - отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.
Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни и, найдя их, кается".
Цитируется по публикации на сайте "Православие и мир" br>
По приведенной ниже ссылке можно найти текст Канона св. Андрея Критского