Филиал Исторического музея, который располагался на территории Новодевичьего монастыря отправляется на Измайловский остров, в бывшую усадьбу царя Алексея Михайловича
all-about-moscow.ru
Филиал Исторического музея, который располагался на территории Новодевичьего монастыря отправляется на Измайловский остров, в бывшую усадьбу царя Алексея Михайловича
 
 
 
Филиал Исторического музея, который располагался на территории Новодевичьего монастыря отправляется на Измайловский остров, в бывшую усадьбу царя Алексея Михайловича
all-about-moscow.ru

Произошло то, чего больше всего боялось музейное сообщество: Новодевичий монастырь уже вполне официально передан в пользование Русской православной церкви. Это значит, что архитектурный ансамбль отходит в бессрочное и безвозмездное пользование РПЦ. Филиал же Исторического музея, который располагался на территории монастыря, пакует чемоданы и отправляется на Измайловский остров, в бывшую усадьбу царя Алексея Михайловича.

Как отмечается в публикации "Московского комсомольца", музейщикам идея не по вкусу — новые площади не годятся для научной работы, хотя их мнение не согласуется с тем, что говорит глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, утверждающий, что филиалу музея "предоставляются гораздо лучшие и большие по объему помещения, более удобные для работы реставраторов...".

Между прочим, филиал ГИМа находился на Измайловском острове не один десяток лет. Однако филиалу, располагавшемуся в Новодевичьем монастыре, предстоит перебираться в другое помещение, где ранее располагался институт "Информэлектро".

Разница между этими помещениями видна невооруженным глазом: здания музея тщательно отреставрированы. Их ухоженность ослепляет: белоснежные стены, добротные водостоки, роскошные крылечки и двери под XIX век. Здания института почти серого цвета, с черными разводами по всей длине стен, перекошенными входными дверями, отмечает "МК".

Измайловский остров — место уникальное. "В XVII столетии остров принадлежал царю Алексею Михайловичу Романову, который и превратил эту землю в царскую резиденцию", - рассказывает завфилиалом ГИМа Валентина Дубик, которая работает в Историческом уже больше четырех десятков лет и знает про заповедные места не понаслышке.

Нынче территория и архитектурные памятники бывшей царской усадьбы поделены между двумя музеями: ГИМом и Коломенским. Они вполне мирно сожительствуют: каждый реставрирует, бережет-стережет свое. Но в некоторых зданиях - между прочим, уникальных памятниках архитектуры - еще в далеких 1960-х разместился институт "Информэлектро".

С научным учреждением Измайловский остров распрощается. В конце 2009 года Валентина Дубик получила от Минэкономразвития распоряжение No. 2604 "О дальнейшем использовании федерального недвижимого имущества". В соответствии с ним 10 объектов, которые принадлежали институту, отходят Историческому музею. То есть туда должен переехать филиал ГИМа из Новодевичьего.

Что это за объекты? Вот о чем свидетельствует копия документа и список передаваемых помещений: здание офицерского корпуса, здание восточного корпуса, в том числе дымовая труба, здание южного корпуса, здание склада, здание каретника-дровяника, два здания газоубежища, здание мастерской-водокачки, здание склада, здание котельной.

Вот одно из посещений - монументальное здание в четыре этажа, памятник русской архитектуры начала XIX столетия. Его возвели по приказу Николая Первого, а в историю оно вошло как "военная богадельня". Последние полвека здесь квартировался институт "Информэлектро".

Здание давно не ремонтировалось. Валентина Дубик называет его "больным".

Яркое доказательство болезни — черные разводы вдоль стен. Это значит, что грибком поражены стены не только снаружи, но и внутри. В интерьерах - вздутый пол, порванный местами линолеум, потрескавшиеся стены, отсыревшие рамы, осыпавшаяся краска.

Что же разместится в таких хоромах? В документе с примерным планом размещения служб, которые должны въехать в такие помещения из Новодевичьего говорится, что тут будут обитать реставраторы по металлу, дереву, тканям, костюмам. Это предполагает, что здесь должны находиться комната хранения уникальных материалов, красильная, химическая лаборатория. Здесь же разместятся реставраторы гобеленов, хранилище археологических тканей. Службы термической обработки экспонатов и многое-многое другое.

Помещения эти, по словам Дубовик, для реставрационной работы непригодны. Придется делать не просто косметический - капитальный ремонт! Но даже если филиалу выделят все необходимые средства в полном объеме, за год уложиться точно не не получится. А ведь именно столько времени отпущено властями - к 2011 году музейщики из Новодевичьего должны базироваться в Измайлове.

Еще один объект, переданный филиалу ГИМа, - сооружение, похожее на гараж. Проржавевшая дверь ведет в помещение, по центру которого прорублена в полу яма. Как выяснилось, пару лет назад на Измайловском острове базировался полк ППС. Смекалистые сотрудники приспособили архитектурный памятник под гараж.

Теперь этому сооружению просто необходимы реставрационные, ремонтные работы. А уж о том, чтобы здесь разместить, к примеру, хранилище с уникальными экспонатами ГИМа, и речи не идет.

Чтобы почувствовать разницу, необходимо побывать в Новодевичьем монастыре, отмечает "МК". Это место, равных которому в мире нет, что признано и ЮНЕСКО. Монастырь - единый барочный ансамбль. Единство стиля наблюдается и в иконостасах. В трех храмах они родные: в церкви Сошествия Святого Духа, в Преображенской, в Смоленском соборе, рассказывает заведующая тем филиалом ГИМа, который вскоре должен покинуть территорию Новодевичьего, Марина Шведова.

Иконы были заказаны в конце XVII столетия мастерам Оружейной палаты Московского Кремля - придворным иконописцам. Чуть позже иконы писали мастера Посольского приказа работу которых обличает большая живописность.

Это величайшие произведения русского искусства XVII века, утверждает Марина Шведова.

Высокое искусство и храниться должно в особых условиях. До сегодняшнего дня музейщики ГИМа занимались этим весьма добросовестно. Доказательством служит то, что сегодня мы имеем уникальную возможность любоваться предметами древности. Однако скоро ситуация может в корне измениться.

"С одной стороны, мы не можем оставить храмы без иконостасов, забрав их с собой, в Измайлово. Ведь они - высшее достижение русского средневековья. Это монументальная, алтарная стена храма и почти самое важное для храма. С другой - возникает вопрос: кто здесь иконостасы будет сохранять и как? Да и вообще, на сегодняшний день наши иконостасы - это большая материальная ценность", - подчеркивает Марина Шведова.

В Смоленском соборе (1524—1525 гг.) все иконы - в драгоценных окладах. Они серебряные, вызолоченные в верхних четырех рядах. А нижний, местный, ряд - в серебре, позолоте, камнях, жемчуге. Без научного присмотра иконостас там погибнет.

"Выделенные в Измайлове площади - это просто помещения, куда можно перевезти фонд, мастерские. Возможно, место для реставрационных работ более удобное. Но ведь это далеко не все, что нам нужно. Выставочные пространства, экскурсии... Как мы сможем знакомить с нашими предметами искусства? В Измайлове для нас этого не предусмотрели", - с болью констатирует Марина Шведова.