В трущобах мексиканского города Тепито выстраивается длинная очередь из мужчин, женщин и детей, жаждущих подойти поближе к шестифутовой статуе Святой Смерти, чтобы испросить защиты и помощи.
Мелкие торговцы наркотиками испрашивают у статуи защиту от всемогущественной смерти или ареста, дети просят о скорейшем освобождении родителей из мест заключений, больные люди ищут исцеления, владельцы магазинов молятся об увеличении продаж, проститутки просят защитить их от болезней, а бабушки ратуют за своих внуков, сообщает Guardian.
Эта разношерстная толпа приносит в дар статуе Святой Смерти разного рода дары: шоколадки, текилу и сигареты. Некоторые преподносят красную розу и свечу в дар "леди-скелету", облаченной в балахон и сжимающей косу в костлявой руке; в другой же усыпанной драгоценностями руке Смерть сжимает весь мир. Всякий, до кого доходит очередь поклониться ее статуе, останавливается на время, встает на колени и целует витрину, в которой хранится изображение Смерти.
"Я всегда молился Деве Марии, но с некоторых пор стал заходить и сюда", - говорит Эрнесто Лопес, удачливый продавец пиратских дисков DVD, гордо приподнимающий рубашку, чтобы показать на груди татуировку с изображением нового объекта поклонения. "Она понимает нас лучше", - добавляет он.
Культ Святой Смерти очень популярен в тюрьмах Мексики и в криминальных районах страны, имеющих дурную репутацию из-за распространения наркотиков и высокого уровня преступности. Нет никаких строгих правил следования культу Смерти. В каждую первую ночь месяца в квартире блочного дома в городе Тепито проводится "месса" с благословением. Еще пару лет назад в этом ритуале участвовало несколько десятков человек, сейчас же их число резко увеличилось.
Представители Католической церкви встревожены, однако не намерены подвергать своих прихожан анафеме, полагая, что это их только отвратит от Церкви. "Это превращается в настоящую чуму", - сказал священник Сержио Роман, настоятель прихода в Тепито. Священник признает свое бессилие перед распространением культа. "Церковь пришла к определенным выводам в ходе инквизиции - мы знаем, что должны уважать другие верования. Наши жители отправляют культ Святой Смерти исключительно из-за своего невежества, без злого умысла, и это наша вина, потому что мы недостаточно проповедуем", - посетовал Сержио Роман.
Историки полагают, что данный культ сложился в результате распространения христианства среди ацтеков, поклоняющихся смерти. Распространение христианства происходило во времена испанского завоевания этих земель. В течение нескольких столетий Церковь подавляла процветание культа смерти, но пришло время - и в бедных районах опять восхваляют смерть. Отец Роман утверждает, что культ вернулся в город около семи лет тому назад, и связывает это с резким взлетом преступности в бедных районах города. "Это толкает живых людей "в объятия смерти", - сокрушается католический священник.
Приверженцы культа утверждают, что "Смерть творит чудеса, помогая прокормить семью, избавляя от страшных болезней, помогая выжить в преступном мире. Они отказываются от помощи Церкви, утверждая, что Святая Смерть не делает ни для кого исключения, перед ней все равны: и проститутка, и продавец пиратских дисков, и убийца, а Католическая церковь только наказывает, но не помогает".