Сенсационным успехом в Иране пользуется фильм о похождениях бывшего вора, облачившегося одежду религиозного служителя.
Последнее время иранские картины занимали достойные призовые места на известных международных кинофестивалях, однако демонстрация снятого режисером Камалем Табризи художественного фильма "Мармуляк" ("Ящерица") с Парвизом Парастуи в главной роли вызвала сенсацию в иранских общественно-политических и религиозных кругах.
Около кинотеатров выстроились очереди, все билеты раскуплены, а пробиться на сеанс не представляется возможным.
Снятый в комедийном стиле "Мармуляк" запретили показывать в Мешхеде, одном из религиозно-исторических городов Исламской Республики, что незамедлительно вызвало его незаконное распространение на видеокассетах.
Между тем, в Тегеране и ряде других крупных городах люди имеют возможность посмотреть фильм в кинотеатрах, так как официального запрета на демонстрацию не было.
Министерство культуры и исламской ориентации Ирана даже выразило сожаление по поводу запрета на показ картины в Мешхеде.
Сами иранцы традиционно сдержано делятся впечатлениями или мнением о тех или иных событиях, однако в беседе с корреспондентом РИА "Новости" студент Тегеранского университета Парвиз Саиди сказал, что "похождения находившегося в заключении за воровство человека, который после тюрьмы облачился в одежду священника, по сути дела необычное и сенсационное явление для нашего общества с религиозным духовенством у власти. Картина критикует и высмеивает непристойные и неподобающие духовному сану поступки".
По мнению преподавателя университета "Фирдоуси" Мехди Эбрахими, "традиционный взгляд на культуру духовности, религии и учений ислама не позволяют никакой критики, между тем, необходимо обратить внимание на существующие недостатки в религиозном духовенстве, что и показано в фильме".
Высшее руководство Исламской Республики пока никак не отреагировало на "Ящерицу". Глава судебной власти Ирана аятолла Хашеми Шахруди заявил журналистам, что "не видел этот фильм и даже ничего про него не слышал, поэтому он ни "за", ни "против" показа данной картины".
По мнению наблюдателей, данное кинематографическое и культурное событие в жизни иранцев свидетельствует о большом шаге вперед на пути предоставления свободы слова и формирования своеобразной модели демократического общества в религиозном и духовном государстве.