Для православных верующих в России наступил Рождественский сочельник
Moscow-Live.ru
Для православных верующих в России наступил Рождественский сочельник
 
 
 
Для православных верующих в России наступил Рождественский сочельник
Moscow-Live.ru

Верующие в России отмечают 6 января Рождественский сочельник - канун Рождества Христова. По церковной традиции этот день называют иначе навечерием этого великого праздника. Сегодня поздним вечером Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавит праздничное богослужение в кафедральном соборном храме Христа Спасителя, сообщает ТАСС.

Глава Русской православной церкви обратился к верующим с Рождественским посланием, которое 6 января опубликовал официальный сайт Московского патриархата.

"От сердца, преисполненного радости о явившемся во плоти Сыне Божием, обращаюсь ко всем вам и поздравляю со светлым и живоносным праздником Рождества Господа и Спаса нашего Иисуса Христа", - говорится в обращении.

Напоминая о том, что рождение Спасителя мира произошло в условиях крайней бедности, патриарх подчеркивает, что "Повелитель Вселенной избирает себе не императорский дворец, не жилище властителей мира сего, не чертог богатых и знатных. Ему не находится места даже в гостинице. Сын Божий рождается в пещере для скота, колыбелью же Ему служат ясли для кормления животных".

"Что же беднее пещеры и что смиреннее пелен, в которых просияло богатство Божества? Избрав для Таинства нашего спасения последнюю нищету... Христос намеренно не принимает тех ценностей, которые считаются весьма значимыми в нашем мире: власть, богатство, слава, знатное происхождение и социальный статус. Он предлагает нам иной закон жизни, закон смирения и любви, побеждающий гордость и злобу. По этому закону слабость человеческая, соединенная с благодатью Божией, становится той силой, которой не могут противостоять обладающие в мире сем властью и могуществом. Сила Божия являет себя не в земном величии и мирском благополучии, а в простоте и смирении сердца", - сказано далее в послании.

"Дивный праздник Рождества напоминает нам о необходимости неуклонно следовать за Христом, Который пришел, чтобы мы имели жизнь и имели с избытком (Евангелие от Иоанна, глава 10, стих 10), и Который Сам есть единственно верный путь и непреложная истина и подлинная жизнь (Евангелие от Иоанна, глава 14, стих 6). И да не устрашают нас неизбежно встречающиеся трудности, и да не сломят никого из нас выпадающие на нашу долю испытания, ибо с нами Бог! С нами Бог, и из нашей жизни уходит страх. С нами Бог, и мы обретаем душевный покой и радость. С нами Бог, и мы с твердой надеждой на Него совершаем свое земное странствование", - отмечает патриарх.

"Шествуя за Христом, человек идет против стихий мира сего. Он не покоряется встречающимся соблазнам и решительно разрушает стоящие на этом пути преграды греха. Ведь именно грех отдаляет нас от Бога и делает нашу жизнь по-настоящему горькой. Именно он, заслоняя свет Божественной любви, ввергает нас в многоразличные бедствия и ожесточает наши сердца по отношению к другим людям. Побеждается же грех только благодатью Святого Духа, которая подается нам через Церковь. Сила Божия, будучи нами воспринятой, преображает наш внутренний мир и помогает в соответствии с волей Господа изменять мир внешний. И потому отпадающие тем или иным образом от единства церковного теряют, подобно засыхающему дереву, способность приносить поистине добрые плоды", - подчеркивается в праздничном послании.

С особым словом патриарх обратился в послании к жителям Украины. "Братоубийственное противостояние, которое возникло на земле Украинской, не должно разделять чад церковных, сея в сердцах ненависть. Настоящий христианин не может ненавидеть ни ближних, ни дальних. Пусть эти слова Спасителя станут для всех нас руководством в жизни, и пусть злоба и неприязнь к другим никогда не обретают места в нашей душе".

Патриарх призвал "всех чад многонациональной Русской православной церкви сугубо молиться о скорейшем полном прекращении вражды на Украине, об исцелении ран как телесных, так и душевных, нанесенных войной людям". Будем и в храме, и дома искренне просить об этом Бога, будем молиться также и о тех христианах, которые живут вдали от наших стран и страдают от вооруженных конфликтов", - заявил предстоятель РПЦ.

Рождество 7 января готовятся встретить не только в России

Вместе с Русской православной церковью Рождество в ночь с 6 на 7 января (по Юлианскому календарю, или новому стилю) готовятся встретить Грузинская, Сербская, Иерусалимская, Польская церкви, афонские монастыри, а также католики восточного обряда (Украинская греко-католическая церковь) и некоторые протестанты, придерживающиеся Юлианского календаря.

Учитывая, что прихожане одной только Русской церкви - самой большой из них - живут на пяти континентах, можно сказать, что рождественские службы пройдут в эти дни на десятках языков мира, отмечает "Интерфакс".

В Москве на праздничных богослужениях, исходя из церковной статистики последних лет, ожидается около миллиона прихожан. Для их удобства власти по традиции продлили работу городского транспорта. Как показал декабрьский опрос "Левада-центра", Рождество 7 января собираются отмечать 57% россиян. Чаще других праздновать этот день собираются женщины (63%), домохозяйки (65%), предприниматели (64%), рабочие (62%), россияне в возрасте 25-39 лет (60%), с невысоким потребительским статусом (61%), жители Москвы (71%). Среди россиян, исповедующих православие, отмечать Рождество 7 января будут 67%.

По уставу православной церкви празднику Рождества предшествует многодневный Рождественский пост, который начинается 28 ноября и длится 40 дней по 6 января включительно.

В Рождественский сочельник, 6 января, многие благочестивые верующие вообще не вкушают пищи, а к десяти часам вечера идут в храм, где и встречают праздник Рождества.

Лишь при появлении первой звезды - символа звезды Вифлеемской - можно, как учит церковный устав, отведать сочиво (постное блюдо, представляющее собой пшеничный или рисовый взвар с медом и фруктами). Отсюда и название этого дня - сочельник.

Сам праздник Рождества, по учению Церкви, символизирует примирение человека с Богом. Рождество предвещает искупительный подвиг Иисуса Христа и обновление человеческой природы, пораженной грехопадением прародителей.

Согласно евангельскому преданию, когда правивший Иудеей римский император Август объявил перепись населения и каждый должен был записаться именно там, откуда он был родом, праведный Иосиф отправился с обрученной ему Девой Марией в свой родной город Вифлеем. В гостинице не оказалось свободных мест, Иосиф и Мария нашли приют в пещере, куда загоняли домашних животных (на древнеславянском - "вертеп"). В этом вертепе и родился Спаситель. Младенца Богородица положила в ясли.

Первыми поклониться воплотившемуся Богу пришли пастухи, извещенные Ангелом. Вслед за ними пришли волхвы (восточные мудрецы-язычники), узнавшие о свершившемся чуде по появлению на небе необычной звезды. Эта звезда привела волхвов к месту Рождения Христа и потому именуется Вифлеемской.

По сравнению с Европой, на Руси традиция празднования Рождества появилась достаточно поздно - в X веке после принятия христианства. Церковные праздники тесно переплетались с языческими культами. Рождество не стало исключением: оно соединило традиции православия и зимнего древнеславянского праздника в честь духов-предков.

После октябрьского переворота Рождество оказалось под запретом, лишь в 1990 году этот день получил статус праздничного дня и с 1991 года является нерабочим днем.

Современная российская традиция украшать елку на Новый год позаимствована у Рождества. Наряженную ель как символ мира, счастья и радости, пришедших вместе с рождением Христа, устанавливали во всех домах. Верх ее украшали звездой, ветви - фигурками ангелов, пастухов, серебряными колокольчиками и другими предметами. Свечи и фонарики должны были напоминать об огнях костра и фонарей, светивших для вифлеемских пастырей. Под елку прятали подарки для всех членов семьи, а для детей вешали на ветки всевозможные сладости.