В дни священного месяца Рамадан проповеди в мечетях Узбекистана будут запрещены
Фергана.ru
В дни священного месяца Рамадан проповеди в мечетях Узбекистана будут запрещены
 
 
 
В дни священного месяца Рамадан проповеди в мечетях Узбекистана будут запрещены
Фергана.ru

В соборной мечети Намангана "Махдум Эшон" 5 сентября состоялось очередное собрание имамов-хатибов (глав мечетей. - Прим. ред.), на котором представитель Духовного управления мусульман (ДУМ) Наманганской области, верховный кадий (духовный судья) вилоята (области) Абдулхай Турсунов ознакомил присутствующих с содержанием приказа, поступившего из Ташкента. Приказ ДУМ Узбекистана, который разослан всем руководителям областных религиозных организаций, касается новых правил проведения священного месяца Рамадан.

Месяц Рамадан в этом году начнется с двенадцатого сентября. Согласно документу, в центральных соборных мечетях Узбекистана пройдут десятидневные чтения Корана (Хатм-ул-Куръан). Имам-хатибам запретили во время так называемых ночных молитв "Тарових" (молитвенное чтение тридцати частей Корана вечер за вечером. - Прим. ред.) читать проповеди. Все мероприятия должны завершаться не позднее 22.00, после чего каждый имам-хатиб обязан сообщить своему областному руководителю о том, что чтение ночной молитвы прошло без происшествий, лишь после этого он сможет уйти домой, сообщает информагентство "Фергана.ru".

Кроме того, на совещании главный мусульманин области неоднократно подчеркивал, что на всех имамов возлагается ответственная задача - обеспечить, чтобы "Тарових" не посещали школьники. "Если пригласите детей в мечеть, то гореть вам в аду, из-за вас закроют ваши мечети и покарает вас проклятие народа", - пригрозил имамам А. Турсунов.

Стоит отметить, что в Наманганской области посещение соборной мечети детьми школьного возраста в пятничные дни уже и так находится под особым вниманием местных властей. Каждую пятницу правоохранительные органы совместно с работниками Управления народного образования области проводят в мечетях рейды, вылавливая школьников, у религиозных учреждений дежурят наряды милиционеров, а директора школ стоят с повязками на руках у ворот вверенных им учебных заведений. В городских и районных отделениях народного образования существует даже специальная форма отчетности, по которой еженедельно фиксируются отчеты о посещениях мечетей школьниками.

Еще одним новшеством этого года стало высказанное А. Турсуновым требование о том, чтобы каждый имам-хатиб для проведения в своей мечети чтений Корана "Хатм-ул-Куръан" приглашал только тех чтецов (кори), которые закончили медресе "Мулла Кыргыз" в Намангане. Для этого имам-хотибам следует предварительно перевести на расчетный счет медресе 20.000 сумов и "договориться" с домулло Абдулхаем. Было подчеркнуто, что если какой-нибудь имам-хатиб пригласит чтецов-кори из других областей или не состоящих под контролем медресе, то этим он весьма навредит себе. Каждый имам-хатиб должен предоставить А.Турсунову номера телефонов и адреса проживания приглашенных чтецов Корана.

На имам-хатибов также возложена задача информировать своих прихожан о том, чтобы в мечеть они прибывали пешком, а не на машинах. Иначе, по словам Турсунова, "с машинами может что-то случиться", а самим имамам может достаться от их руководства. Надо заметить, что ранее от имамов требовалось, чтобы у соборных мечетей на пятничных молитвах не собиралось более ста автомобилей. В прошлом году прихожане соборной мечети, расположенной на территории махалли имени Суфизода, были свидетелями того, как участковый инспектор принуждал имам-хатиба написать объяснительную записку о том, почему у его мечети собралось более ста автомашин.

Местные мусульмане квалифицируют запрет на проповеди как очередное посягательство властей на их религиозную свободу. Однако очевидно, что усиление государственного контроля над религиозной жизнью носит явный политический подтекст.

С обретением государственной независимости, еще в начале девяностых годов прошлого века, мечети в Узбекистане стали местом для неофициального общения и политической самоорганизации. Впоследствии тысячи мусульман были обвинены в принадлежности к различным экстремистским течениям, а многие мечети, созданные на волне национально-религиозного возрождения, были закрыты.

В последнее время из Ферганской долины приходят сообщения о росте недовольства населения, вызванного инфляцией и усиливающимся дефицитом продуктов питания, в частности, муки, сахара и растительного масла. Власти традиционно опасаются, что неконтролируемые проповеди независимых от правительства имамов могут стать инструментом эффективной организации общественного протеста или, по крайней мере.