Федеральная регистрационная служба должна теперь получать точные сведения о том, сколько верующих посетило богослужение, кто из них сколько пожертвовал, кто читал проповедь, сколько свечей было продано. Таковы новые правила отчетности для религиозных организаций., сообщает сегодня радиостанция "Эхо Москвы".
Лидеры российских конфессий намерены обратиться с жалобой к президенту и правительству. Служителей Церкви возмущает, что религиозные организации приравняли к некоммерческим. И форма отчетности для них одинаковая. Они видят в этом посягательство на внутреннюю жизнь Церкви. Раньше они отчитывались только перед налоговыми органами. Предоставляли балансовый отчет. Теперь же им придется детально рассказывать обо всех доходах и расходах. Священнослужители говорят, что не знают, как отчитываться за то, кто сколько кинул в церковную кружку или сколько бомжей было накормлено. Это невозможно как физически, так и этически, говорят деятели Церкви. При этом, если не делать этого, то по новым правилам, религиозную организацию могут попросту закрыть.
Согласно закону "О некоммерческих организациях" религиозные организации должны представить в Федеральную регистрационную службу детальный отчет о своей деятельности до 15 апреля 2007 года.
Можно ли уточнить, сколько верующих посетило богослужение и сколько кто пожертвовал денег?
Как пишет в сегодняшней пространной публикации "Коммерсант", лидеры протестантских Церквей уже направили письмо на имя первого вице-премьера правительства РФ Дмитрия Медведева. Священнослужителей возмутило, что им придется предоставлять в Росрегистрацию данные о том, сколько верующих посетило богослужение, кто из них и сколько пожертвовал денег и т. д.
Как пишет в сегодняшней пространной публикации "Коммерсант", руководители пяти протестантских церквей (Российского союза евангельских христиан-баптистов, Западнороссийского союза церквей христиан-адвентистов седьмого дня, Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ), Российской церкви христиан веры евангельской и Совета христианских евангельских церквей в России) обратились с письмом к первому вице-премьеру правительства России Дмитрию Медведеву с просьбой отменить новые правила отчетности в отношении религиозных организаций. Они возмущены тем, что теперь придется предоставлять в Росрегистрацию данные о том, сколько верующих посетило богослужение, кто из них и сколько пожертвовал денег и т. д.
Эти правила появились в результате принятия правительством России в апреле 2006 года постановления No. 212, согласно которому религиозные организации наравне с другими НКО должны ежегодно предоставлять детальный отчет о своей деятельности в Федеральную регистрационную службу (ФРС). Этот отчет должен быть представлен в Росрегистрацию до 15 апреля 2007 года. До принятия постановления религиозные организации отчитывались только перед налоговыми органами, ежегодно предоставляя балансовый отчет. У Росрегистрации до принятия новых правил были совсем другие контрольные функции. ФРС до сих пор "следила за соблюдением Церковью устава и законодательства РФ, то есть контролировала, чтобы за вывеской религиозной организации не скрывалась какая-нибудь коммерческая структура",- пояснил газете управделами РОСХВЕ пастор Константин Бендас. Согласно новым правилам, в компетенцию ФРС теперь входит контроль за финансовыми потоками Церкви.
"Мы должны будем подавать сведения о расходовании денежных средств и использовании другого имущества",- рассказал К. Бендас. "Зачем понадобилось дублировать деятельность фискальных органов, нам малопонятно, мы и так в финансовом плане довольно прозрачны, постатейно отчитываемся в налоговых органах",- сказал пастор. По его словам, давать более детальный отчет уже невозможно. "Я не знаю, как можно отчитаться о том, кто сколько кинул в церковную кружку",- недоумевает пастор.
Помимо финансового контроля у Росрегистрации появилась и широкая надзорная функция над церковными структурами. "Постановление обязывает Церкви отчитываться о "любых мероприятиях и проектах", а также указывать количество людей, принявших в них участие,- говорится в обращении на имя Дмитрия Медведева.- Верующие расценивают это как вмешательство во внутреннюю жизнь церкви". "Теперь нам придется отчитываться о том, кто проповедовал, сколько было народу на богослужении. Это явное нарушение закона "О свободе совести",- поясняет управделами РОСХВЕ.- При этом нам еще придется давать отчет о количестве бомжей, которых мы накормили, о стоимости съеденного ими". Все это, по мнению господина Бендаса, сделать невозможно как физически, так и этически. По его мнению, "новые правила - хороший рычаг воздействия на религиозные организации". "Если систематически не будут выполнятся требования отчетности, то любую религиозную организацию смогут и закрыть",- предположил Константин Бендас.
Представители других конфессий тоже возмущены правительственными нововведениями и собираются добиваться отмены новых правил. "Русская православная церковь уже готовит аналогичное обращение в федеральные органы власти,- призналась "Коммерсанту" юрист Московской Патриархии Ксения Чернега. - Надо учитывать специфику религиозных организаций, их нельзя ставить в один ряд с НКО". По ее словам, РПЦ при новой системе отчетности столкнется с большими трудностями. "Церковь никогда не занималась, например, фиксированием распространения свечей, потому что свеча - жертва Богу",- заявила К. Чернега. По ее словам, сейчас также не ведется контроль за требами - крещением, венчанием, отпеванием.
"Безусловно, новые правила отчетности - посягательство на внутрицерковную жизнь",- согласился с протестантами председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России раввин Зиновий Коган.
"Мы будем обращаться к президенту, потому что такие контрольные меры неприемлемы в демократических условиях,- поддержал коллег председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. - Дело государства - только зарегистрировать религиозную организацию, а не подсчитывать, сколько верующих ходит, сколько денег собирается". "Это не тот вопрос, который сможет решить Дмитрий Анатольевич (Медведев.- Прим ред.),- прокомментировал инициативу протестантов ответственный секретарь комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрей Себенцов. - Постановление правительства выпущено в соответствии с законом о НКО, и пересматривать сейчас что-либо в документе повода нет". "Новые правила отчетности не противоречат закону 'О свободе совести и религиозных организациях'",- заявил он "Коммерсанту".
По информации газеты, религиозные лидеры намерены в ближайшее время поднять вопрос о правилах отчетности на заседании президентского совета по взаимодействию с религиозными организациями.
Где и как следят за доходами Церквей
В Англии религиозные организации подпадают под действие законодательства об НКО и в соответствии с ним обязаны предоставлять данные о своей финансовой деятельности в налоговую и таможенную службу Ее Величества.
Федеральная налоговая служба США предписывает религиозным организациям наряду с другими общественными организациями подавать отчеты о доходах и расходах, включая данные о фонде заработной платы, а также все сведения о приобретении и отчуждении всего движимого и недвижимого имущества и сохранять документацию по этому поводу после подачи соответствующих бумаг в налоговые органы.
В Японии все религиозные организации обязаны сдавать финансовую отчетность налоговой службе.
В Германии евангелические религиозные организации подают финансовую отчетность в собственное центральное церковное управление, а также публикуют ежегодный отчет о финансовой деятельности. Такие же отчеты публикуют и католические церковные организации, объединенные в Немецкую конференцию епископов.
"Коммерсант" спросил, куда можно "встроить" священнослужителей?
Юрий Евдокимов, губернатор Мурманской области:
- Никуда. Церковь не должна отчитываться перед Росрегистрацией, это перегиб. Видимо, церковь, как и НКО, решили взять под общую гребенку, пытаясь заодно посчитать ее доходы, только мнение прихожан никто не спросил.
Леонид Рокецкий, председатель комитета Совета федерации по местному самоуправлению:
- В вертикаль власти их встраивать не надо. У них есть свой руководящий орган. Но раз церковь платит налоги, значит, она, как все, должна отчитываться и в других вещах. Мало ли что может прятаться под вывеской церкви.
Анастасия Волочкова, балерина:
- Священнослужители должны подчиняться только епархии. Если Церковь будет подчиняться государству, то через нее политические деятели смогут проворачивать свои пиар-кампании. Если эти "преобразования" заработают, то многие перестанут жертвовать на такую Церковь.
Гаджимет Сафаралиев, первый зампред комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления:
- Это должен быть либо новый госорган при президенте, либо Общественная палата. Да и при губернаторах должен быть помощник, который бы отвечал за взаимодействие с церковью. Если Церковь действует на территории России, то государство должно иметь информацию о ее деятельности, и в этом случае отчетности перед налоговыми органами вполне достаточно.
Борис Надеждин, секретарь политсовета СПС:
- Вертикаль власти и так распространяется уже от райских высот до адских глубин, РПЦ уже определено место. Видимо, власть хочет добиться, чтобы ее вертикаль проходила через душу каждого верующего, как осиновый кол через душу грешника. Теперь власть вполне может потребовать от церкви в связи с иностранным происхождением ее основателей дополнительных данных. А потом обложить их, как НКО, со всех сторон.
Вячеслав Позгалев, губернатор Вологодской области:
- При том, что Церковь от государства отделена, как хозяйствующий субъект, она должна быть подотчетна налоговым органам. Все организации, имеющие дело с финансами, должны отчитываться перед государством. Оно вправе знать о движении денежных потоков в стране. Религиозные люди бывают разными, с разным происхождением средств, а под покровом богоугодных дел может скрываться национализм или экстремизм.
Александр Осовцов, член федерального совета "Объединенного гражданского фронта":
- Мне, как человеку нерелигиозному, совершенно ясно, что это попытка государства взять под контроль Церковь. Во времена НЭПа ходил анекдот про фининспектора, который спрашивал раввина, куда идут отходы после обрезания. Власть очень напоминает этого фининспектора.
Кирсан Илюмжинов, президент Калмыкии:
- Церковь не нуждается в дополнительном регулировании. Хотя даже если Церкви и придется вести такую же форму отчетности, как и НКО, то это еще не говорит о жестком наступлении государства на церковную жизнь.