Глава Англиканской церкви Архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс высказал накануне мнение о неизбежности включения некоторых норм шариатского права в британское законодательство. Об этом он говорил на лекции, прочитанной в рамках цикла дискуссий "Ислам в английском законодательстве", проходящей под эгидой "Фестиваля Тампля".
Великобритания "должна признать факт": некоторые жители страны не связывают себя рамками существующей правовой системы, считает Уильямс.
По его мнению, включение определенных правил шариата в юридическую практику способствовало бы сохранению единства в британском обществе, поскольку в таком случае мусульманам "не пришлось бы выбирать между преданностью национальной культуре и верностью стране", считает Уильямс.
Как сообщает Русская служба BBC, архиепископ утверждает, что британское общество сможет найти пути соотнести исламскую мораль с законом, как уже случилось с другими религиями. Необходимо предотвратить такое развитие событий, когда мусульмане будут вынуждены выбирать между преданностью религии и преданностью закону, полагает Уильямс.
Он подчеркнул, что он ни в коем случае не подразумевает, что личные права человека как последователя той или иной религии будут ставиться выше его прав как гражданина Великобритании. Глава Англиканской церкви считает, что большинству людей необходимо по-новому взглянуть на законы ислама.
"Ни один человек в здравом уме не захочет видеть в своей стране проявления негуманности, которые у многих ассоциируются с исламом: телесные наказания или жестокое отношение к женщинам", – приводит слова архиепископа "Новый регион".
По мнению Уильямса "легализация" законов шариата позволит избежать ситуации, когда представители исламской диаспоры решают спорные вопросы в частном порядке, руководствуясь своими представлениями о законе.
На вопрос о том, как принятие законов шариата отразится на соблюдении прав человека, Уильямс ответил, что не следует считать какую-либо систему несостоятельной в отношении соблюдения прав человека только потому, что мы не до конца понимаем ее.
В Великобритании без малого 1,6 млн мусульман – это 2,7% населения страны. Суды шариата уже существуют, но у них нет юридического статуса, и их решения не являются обязательными, отмечает сегодня лондонская The Times (полный текст на сайте InoPressa.ru).
Позиция англиканского иерарха тут же подверглась жесткой критике со стороны британского правительства, его собственной Церкви и представителей других религий.
Пожалуй, только глава организации "Рамадан" Мохаммед Сафик одобрил позицию архиепископа Кентерберийского и выразил надежду, что британское правительство предоставит мусульманам "возможные удобства".
Многие же видные британские политики в лучшем случае поспешили дистанцироваться от заявлений духовного лидера Англиканской церкви, являющегося одной из наиболее уважаемых религиозных фигур в Великобритании.
Даже Мусульманский совет Британии заверил, что большинство членов этой общины не желают принятия шариата, а также подчеркнул, что под его эгидой этот вопрос ранее не обсуждался.
Пресс-секретарь премьер-министра Гордона Брауна, комментируя высказывания архиепископа, привел мнение главы правительства, считающего, что британские законы должны основываться на британских ценностях. "Шариат нельзя использовать как оправдание для нарушений английских законов, не следует также задействовать принципы шариата в гражданских судах при разрешении конфликтов вокруг контрактных обязательств", – цитирует The Times слова пресс-секретаря премьера.
Он также добавил, что в особых случаях уступки уже были сделаны – например, был смягчен закон о гербовом сборе, чтобы избежать его двукратной уплаты в случаях, когда мусульмане берут ипотечные кредиты, соответствующие нормам шариата.
Процедура выдачи такого кредита предполагает два акта передачи собственности, так что теоретически гербовой сбор (т.е. плату за регистрацию сделки. – Прим. ред.) следует вносить дважды, но в реальности он выплачивается единократно.
Заместитель министра внутренних дел Тони Макналти отметил, что "ни в каком виде нормы шариатского права не могут быть использованы ни в качестве оправдания нарушений британского закона, ни для принятия судебных решений".
Консерваторы среагировали еще жестче. Баронесса Уорси, министр теневого кабинета, курирующая вопросы сплоченности общин и социальной политики, сказала, что высказывания архиепископа "неконструктивны и могут усугубить путаницу, которая уже царит в умах членов наших общин". "На всех британских граждан должны распространяться британские законы, разработанные в парламенте и в судах", -считает она.
Ник Клегг, лидер партии либеральных демократов, убежден, что "равенство перед законом – одна из составляющих того "клея", который обеспечивает единство нашего общества. Нельзя допустить, чтобы для одного человека существовал один закон, а для другого – другой".
Представитель Англиканской церкви, епископ Рочестерский, Майкл Назир-Али, недавно заявивший, что в некоторые районы Британии немусульмане просто не могут сунуться, раскритиковал Уильямса одним из первых. Назир-Али, единственный в стране епископ азиатского происхождения, заявил: "Английское право укоренено в иудео-христианской традиции, и наши представления о свободах человека восходят к этой традиции. Было бы невозможно включить в этот корпус законов такую традицию, как шариат, не нарушив кардинальным образом его цельности".
Имам из Лестера, эксперт Мусульманского совета Британии по вопросам межконфессиональных отношений шейх Ибрахим Могра, выразил опасения, что исламофобские и расистские круги воспользуются заявлением архиепископа для нападок на ислам.
"Я приветствую дебаты по этому вопросу, но мне лично кажется, что подавляющее большинство мусульман не желает видеть в нашем обществе параллельную или отдельную систему для мусульман", - добавил шейх.
Председатель правления организации Liberal Judaism раввин Дэнни Рич заявил следующее: "Я потрясен тем, что он такое сказал. Еврейская община на опыте выяснила, как ценно одновременно подчиняться британской судебно-правовой системе, но в то же самое время, в некоторых сферах, где государство наделяет ее соответствующими правами, решать вопросы силами собственных властей – раввината. Но мы признаем примат британского законодательства".
В настоящее время, по английскому законодательству, спор между двумя субъектами может быть разрешен вне судебной системы, третьей стороной, если участники конфликта согласны на это.
Иудейский суд, подпадающий под такое определение, в Великобритании уже действует, сообщает Русская служба BBC.