РПЦ призвала не смаковать обстоятельства смерти Алексия II. Кураев: Церкви трудно было признать, что он умер в уборной
Патриархия.ru
РПЦ призвала не смаковать обстоятельства смерти Алексия II. Кураев: Церкви трудно было признать, что он умер в уборной
 
 
 
РПЦ призвала не смаковать обстоятельства смерти Алексия II. Кураев: Церкви трудно было признать, что он умер в уборной
Патриархия.ru

Русская Православная Церковь вынужденно признала частичную достоверность сведений профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева о причинах и обстоятельствах смерти Патриарха Алексия II, названных им "неблаговидными".

Но Московская патриархия призвала не спекулировать на эту тему и вместо "неблаговидных" подробностей об обстоятельствах смерти Святейшего, рассказанных Кураевым, объявила, что Алексий II погиб в результате любви к свободе, "выторгованной" им у своего окружения.

"Вне зависимости от конкретных обстоятельств его смерти, это была своего рода "плата" за ту свободу, которую он "выторговал" у окружения", - заявил "Интерфакс-Религия" глава пресс-службы патриархии священник Владимир Вигилянский.

Священник не стал опровергать данных, приведенных диаконом Кураевым, заявив, что ему не известны конкретные обстоятельства кончины Патриарха Алексия. Отец Владимир пояснил, что Патриарх Алексий "был всегда на виду, в окружении людей, и единственное, что он отвоевал у своего окружения, это ночь. Он не допускал ночью к себе в покои (в Переделкино - прим.ред.) никого, чтобы можно было помолиться и побыть одному хотя бы ночью". И никакой "тревожной кнопки" в покоях Патриарха не было, потому что сам Алексий II был против.

Отец Андрей: Церкви было трудно признать, что Патриарх скончался в уборной

Алексий II скончался на 80-м году жизни утром 5 декабря 2008 года в своей резиденции в подмосковном Переделкино. В последние годы он испытывал проблемы с сердцем и незадолго до кончины проходил обследование за границей. По официальным данным, Алексий II скончался в результате остановки сердца. Однако поползли многочисленные слухи об обстоятельствах этой смерти.

Так в августе "Собеседник" опубликовал интервью с актером Станиславом Садальским, который высказал свои предположения относительно причин смерти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

"Убили Святейшего и молчат! Я хочу знать правду о том, как на самом деле окончилась земная жизнь Алексия. Знакомые попы, милиция мне рассказали, что Патриарха нашли с пробитой в трех местах головой, что взор его был устремлен на дверь...", - утверждал Садальский. Он обратился к протодиакану Кураеву, который "первым отреагировал признал в блоге, что патриархия "постеснялась сказать неблаговидную правду об обстоятельствах кончины Алексия II".

В своем ЖЖ протодиакон, отвечая Садальскому, заявил, что никто Патриарха Алексия не убивал. И он сожалеет, что "побоявшись сказать неблаговидную правду об обстоятельствах смерти Святейшего, Патриархия получила мерзкий слух".

"Официальная версия состояла в том, – пишет Кураев, – что причиной смерти стал сердечный приступ... Хотя в первые часы был даже слух об автокатастрофе... Возможно, что приступа не было вообще. Просто пожилой человек при каком-то повороте или резком движении на секунду утратил координацию движений и упал. Но, падая, затылком ударился об угол стула. И этот угол перебил вену. Патриарх пришел в сознание. Пробовал встать - на стенах кровавые следы от его рук… Стоны Патриарха никто не расслышал. Ключей от его покоев не было даже у охраны. Патриарх накануне вечером заказал завтрак на 8 утра. Когда и в половине девятого он не вышел, начали тревожиться. Стуки, звонки не давали ответа. Стали заглядывать в окна. И через окошко ванной комнаты увидели его лежащим. Дверь взломали. Но тело уже остывало", - рассказывает Кураев.

"У прокураторы возникло множество вопросов. Почему в ванной не было тревожной кнопки? Почему престарелый человек был один? Почему не было ключей у охраны? Как могла рядом с ним быть немягкая и удароопасная мебель? Почему монахиня-экономка не сразу сообщила охране?", - пишет отец Андрей.

Он отмечает, что "Патриархии было трудно сказать о том, что со смертью Предстоятель встретился в уборной". "То, что было бы вполне обычно для простого человека, могло бы быть воспринято как скандал в применении к Патриарху", - писал Кураев.