Луганск, 8 июня 2014 года
Global Look Press
Луганск, 8 июня 2014 года
 
 
 
Луганск, 8 июня 2014 года
Global Look Press

В минувшее воскресенье и в понедельник христианские церкви во всем мире отмечают празднества, посвященные Дню Святой Троицы (Пятидесятницы). Это один из главных христианских праздников. Его начинают отмечать на пятидесятый день (в восьмое воскресенье) после Пасхи, а поскольку Пасха в этом году у восточных и западных христиан выпала на один и тот же день, то и Троицын день празднуется одновременно. Во многих странах католической традиции понедельник после Троицына дня празднуется как второй день праздника и является выходным днем. В восточной традиции понедельник после Троицы называется Днем Святого Духа - третьего лица Троицы.

Накануне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по традиции совершил литургию в Троице-Сергиевой лавре - монастыре, посвященном именно Святой Троице.

Согласно книге Нового Завета "Деяния Апостолов" (глава 2, стихи 1-12), в день Пятидесятницы - ветхозаветного праздника Седмиц (Втор. 16:9-10; Чис. 28:26) - на апостолов впервые сошел Святой Дух, что явилось для учеников Иисуса знаком исполнения библейского пророчества (Иоиль 2:28) и наступления новой мессианской эры. Подобно тому, как иудейская Пятидесятница (дарование пророку Моисею Закона на горе Синай) представляет собой завершение пасхальной истории, так и христианская Пятидесятница является кульминацией евангельских пасхальных событий, поскольку в этот день Иисус Христос послал Святого Духа на Своих последователей. Так же как дарование Закона на горе Синай положило начало иудейской религии, дарованием Святого Духа началось распространение христианской вести "до края земли" (Деяния апостолов, глава 1, стих 8).

Праздник получил название День Святой Троицы, поскольку согласно христианскому вероучению с момента сошествия Святого Духа на апостолов открылась третья Ипостась (Лицо) Триединого Бога и во всей полноте началось участие Трех Лиц Божества - Отца, Сына и Святого Духа - в спасении человека.

Празднование Дня сошествия Святого Духа установилось еще в апостольское время, но официально праздник вошел в христианский календарь в конце IV века, когда на Втором Вселенском Соборе в Константинополе (381 год) Церковь приняла догмат о Троице.

У христиан сохранилась и ветхозаветная традиция украшать в праздник Пятидесятницы храмы и жилища ветвями деревьев, растениями и цветами (Лев. 23:10-17). Кроме того, украшение зелеными ветвями храмов и домов напоминает священную Мамврикийскую дубраву, где по библейскому преданию патриарха Авраама посетил Триединый Бог под видом трех странников (Быт. 18:1-16).

Будучи великим праздником, Пятидесятница отмечается в течение семи дней. Восточная Церковь в понедельник после Пятидесятницы празднует День Святого Духа. В этот день совершается особое богослужение, во время которого Святой Дух прославляется как Третье Лицо (Ипостась) Пресвятой Троицы. Торжества оканчиваются в субботу, когда совершается отдание праздника Пятидесятницы.

Праздник Святого Духа в Православной церкви был установлен в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим. Как и всем Лицам Святой Троицы, Святому Духу воздается единое и нераздельное поклонение, то есть, поклоняясь Святому Духу, христиане поклоняются вместе с Ним Отцу и Сыну.

В западной традиции цикл Пятидесятницы объединяет несколько торжеств: на пятидесятый день (восьмое воскресенье) после Пасхи отмечается празднование Сошествия Святого Духа на апостолов (Pentecoste); на восьмой день (октаву) праздника отмечается День Пресвятой Троицы, в четверг после праздника Пресвятой Троицы отмечается праздник Тела и Крови Христовых (Corpus Domini), посвященный прославлению таинства Евхаристии (в этот день во время богослужения совершается торжественная процессия и поклонение Святым Дарам). Цикл Пятидесятницы завершают два праздника: Пресвятого Сердца Иисуса, отмечаемого в пятницу, и Непорочного Сердца Пресвятой Девы Марии, отмечаемого в субботу после октавы (восьмого дня) праздника Тела и Крови Христовых. Традиция почитания Сердца Иисуса и Сердца Марии западными христианами относится еще к XI - XII векам. По учению Западной Церкви, Сердце Иисуса является символом особой любви Иисуса Христа к человеку и олицетворяет надежду на спасение всякого, верующего во Христа. Сердце Марии символизирует ее особую любовь к Иисусу Христу, а также милосердие и сострадание ко всему человечеству, за спасение которого она непрестанно возносит молитву. Праздник Сердца Марии был внесен в календарь Западной Церкви в 1648 году, а праздник Сердца Иисуса - в 1765 году папой Климентом XIII. Во время этих праздников также совершается выставление на алтарь Святых Даров и поклонение им.

У славянских народов праздник Троицы по времени совпадал с Зелеными святками - циклом летних языческих празднеств (русалий), связанных с почитанием духов растительности. Со временем название "Зеленые святки" закрепилось за праздником Троицы и сохраняется до сих пор во многих славянских языках. В обрядах одного из этих празднеств - семика - особое значение имела береза. Отсюда возник обычай украшать в праздник Троицы храмы и дома именно березовыми ветвями, а в сельской местности водить вокруг березок хороводы.

На Руси есть особые традиции, связанные с Духовым днем. Считалось, что в Духов день нужно обязательно помянуть умерших без отпевания и покаяния, что доброе слово, свеча, поставленная на поминальном столе, смогут дать их душам временный покой. В этот праздник, согласно народному поверью, все светлые силы одерживали победу над злыми духами, отмечает РИА "Новости".