На Спасской башне Кремля, главной башне России, будут звучать колокола из города Тутаева Ярославской области. Три колокола из пяти, которым предстоит заполнить лакуны недостающих звонов на башне, уже полностью соответствуют требованиям и выдержали приемку московской комиссии, в которую вошли заместитель коменданта Кремля и звонари нескольких церквей столицы, в том числе храма Христа Спасителя. Два малых колокола предстоит еще подогнать по звучанию.
Как сообщает ярославский "Городской телеканал", комиссия из Москвы не впервые приезжает в Тутаев на завод Николая Шувалова - "Колоколитейную мастерскую Шувалова и сыновей". Работа здесь идет уже год. Как говорят, специалисты, осталось немного, месяца два, чтобы довести все до ума. Сложность заключается в том, что на Спасской башне колокола были подобраны случайно. Есть там и исторические, и новые, и отечественные, и иностранные.
Колокола, что отливаются в мастерских Шувалова, будут исполнять государственный гимн страны. К ним особенные требования. В церковном звоне ценится полнота звуков, трезвон, а здесь важно точно попадать в ноту. Это и оказалось самым сложным.
Серьезной научной работы по колоколам Спасской башни не велось никогда. Сотрудник коллектива звонарей Московского Кремля и храма Христа Спасителя Константин Мишуровский говорит, что сейчас впервые проведено большое исследование.
Как говорят специалисты, у тутаевских колоколов удивительно чистый звук - такого звучания не могут добиться ни на одном заводе в мире. Их как скрипку Страдивари не спутаешь с инструментами других мастеров.
За 20 лет процесс отливки колоколов на заводе братьев Шуваловых отработан до мелочей, а двух одинаковых по звучанию все равно не получается. Почему так происходит, директор завода 52-летний Николай Шувалов и сам до конца не понимает.
"В расчете профиля колокола есть математическая формула, в которой содержится неизвестная константа. Наверное, от этого зависит. Константа, вероятно, оттуда - сверху. Вроде бы, все так же делают: внешний вид хороший, а звука не получается. Почему? Непонятно...", - рассказывает Шувалов.
"Диагноз" колоколам ставит музыкальный консилиум, который их прослушивает. Специалисты оценивают звучание с первого удара и, если слышат дисгармоничный звук, обычно говорят "кастрюля". Хорошим колокол считается, если после удара он продолжает звучать не менее 20 секунд, а у шуваловских звучание всегда составляет более полутора минут. Такого результата мастера добились, возродив способ литья XVII века. Единственное современное техническое приспособление на заводе - кран-балка, отмечает радиостанция "Голос России". Одноразовые глиняные формы, которые потом разбивают, чтобы достать колокол, здесь делают по рецепту, который Николай Шувалов нашел в старинной книге. Оказывается, в форму нужно добавлять, на первый взгляд, совершенно странные ингредиенты.
"И коровья шерсть, и конский навоз, и квасное сусло, и глину особую берем. Глину очень долго искали. Пытались использовать и гжельскую, и армянскую, Но потом нашли у нас, в Ярославской области, хорошую глину", - делится секретом Шувалов.
Причем, как было не раз проверено, каждый ингредиент в старинном рецепте незаменим. Когда, например, вместо конского навоза мастера пытались добавить коровий, колокола не получались. Непрерывная работа над каждым колоколом, его будущей формой и голосом идет в течение трех месяцев.