Живущему в Индии французскому бизнесмену Кристиану Фабру, ныне более известному под именем Свами Пранавананда Брахмендра Авадхута, удалось в своей жизни соотнести, на первый взгляд, несоотносимое. О его крайне необычной биографии, похожей скорее на сказку, рассказывает сегодня BBC.
Парадокс состоит в том, что Фабр, отказавшись от всех благ материального мира и ведя жизнь святого человека, тем не менее, остается бизнесменом, привлекающим для своих деловых проектов труд тысяч людей. Это может показаться невероятным, однако Свами-Фабр служит живым доказательством того, что такое сочетание в современном мире возможно.
Кретьен Фабр родился в 1942 году на юге Франции. Садху, или человеком святой жизни, индусским отшельником, он стал лишь несколько лет назад. В настоящее время он управляет ашрамом - уединенным поселением для таких же, как он, отшельников, расположенным в штате Тамилнад на юго-западе Индии, примерно в 400 километрах от Мадраса.
Но это лишь одна часть его повседневной жизни. Другая часть посвящена заботам о нескольких ткацких фабриках в южной Индии, владельцем которых является Свами-Фабр.
Тем, кто знает индусских садху как мудрецов и отшельников, живущих в отрыве от бытовых проблем, все это может показаться полным бредом. Но Кретьен Фабр не находит ничего необычного в сочетании своих духовных исканий с занятиями бизнесом. Напротив, он убежден, что таким образом раздвигает горизонты собственной веры.
Фабр вырос в семье, связанной со швейной промышленностью. В Индии он оказался в 1970-е годы и влюбился в эту землю. "Меня всегда так сильно влекло к культуре Индии, ее религии и людям, что одна мысль о возвращении во Францию представляется мне невыносимой", - рассказывает Свами-Фабр.
Когда Фабр и его семейство переселились в Индию, их дела там складывалась поначалу совсем неплохо. Однако обстоятельства сложились так, что белая полоса жизни довольно скора сменилась черной: в один прекрасный момент почти все его состояние было истрачено. После этого драматического события жена и сын Фабра оставили его и вернулись на родину.
Как вспоминает Фабр, оставшись без дела, без жены и сына, он в мрачном настроении, куря одну сигарету за другой, сидел и размышлял о том, почему все это произошло именно с ним.
Между тем, напротив дома, в котором поселился Фабр, жило семейства брахмана. Это случайное соседство стало поводом для первого его знакомства с индуизмом. Однажды этот мудрец-свами позвал Фабра к себе.
По пути к мудрецу-соседу Фабр встретился с незнакомцем, страдающим проказой. Несмотря на страшную болезнь, этот человек, казалось, был в приподнятом настроении. Эта случайная встреча зародила в душе Фабра вопрос: "Если уж прокаженный способен быть счастливым, неужели это не доступно мне?"
Фабр считает, что встреча с прокаженным вернула ему веру в себя. Он снова решил заняться делом: на остававшиеся деньги купил четыре швейных машинки и ухитрился получить несколько заказов от французской фирмы по производству одежды, имеющей филиал в Индии. Новое дело стало успешно развиваться.
Сегодня у его компании Fashion International - так зовется фирма Свами-Фабра - 35 фабрик, на которых работают 60 тысяч человек. Изготовленная здесь одежда экспортируется в Европу и за океан. В прошлом году компания произвела 30 тысяч наименований одежды, а ее оборот составил 3,7 млн. рупий.
По убеждению Фабра, вместе с бизнесом росла и крепла его вера. Не прекращал он общения и с брахманом-учителем, по пути к которому он когда-то встретил прокаженного. Брахман стал его гуру. Он помог Фабру найти ответы на многие важные вопросы, что со временем и изменило в корне его жизнь.
В один прекрасный день наставник Фабра предложил ему отказаться от всех мирских удовольствий - семьи, денег - и сосредоточиться на поиске пути просветления. Правда, при этом гуру поставил перед Фабром одно условие: тот не должен был оставлять занятий своим бизнесом.
И вот теперь Кретьен Фабр, ставший уже Свами Авадхутой, живет в ашраме. Фабрикант одежды, между прочим, обходится совершенно без нее, как и другие садху. А облечься в традиционные для садху ткани шафранового цвета ему приходится лишь тогда, когда он покидает уединение и отправляется на деловые встречи.
Для Фабра нет противоречия между его деловыми интересами и духовной жизнью. Деньги его не волнуют. "У меня нет ни рупии для самого себя. Всю прибыль от производства я делю между людьми, работающими на моих фабриках", - рассказывает бизнесмен-отшельник. При этом опекает он не только рабочих на своих фабриках. В деревню, расположенную возле его ашрама, он провел водопровод и помог жителям улучшить санитарные условия.