Продолжается третья неделя православного филипповского поста, который завершится 7 января - в день Рождества Христова.
Понятие "пост" в массовом сознании связано, прежде всего, с отказом от употребления тех или иных продуктов, хотя все авторитетные религиозные традиции указывают на духовные цели всякой совершаемой верующим человеком аскезы. Между тем, именно вера, осознание высшей, духовной цели дает постящимся силы следовать неудобным, а порой мучительным для привыкшего к комфорту тела предписаниям той или иной религии. И напротив, нерешительность, непонимание подлинной цели поста, делает его мучительным, а то и невыполнимым.
О сути и целях поста корреспонденту сайта "Мир религий" рассказали представители различных конфессий и религий.
Сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Александр Макаров: Воздержание от скоромной пищи делает наши чувства более тонкими, располагает к духовной работе над собой
Постом громадное большинство наших современников называют исключение из ежедневного меню известного рода пищи, называемой скоромной. Однако этим не исчерпывается ни содержание, ни тем более смысл поста. Истинный пост, действительно угодный Богу, есть, как сказано в одном из богослужебных текстов Православной Церкви, "злых отчуждение, воздержание языка, похотей отлучение, лжи оскудение". Но так как человек сочетает в себе духовное и физическое начала, для жизни его души вовсе не безразлично, что он ест и что пьет. Воздержание от скоромной пищи делает наши чувства более тонкими, располагает к духовной работе над собой. Пост является также прекрасным средством воспитания воли и одновременно "тестом", позволяющим определить состояние души верующего человека: если следствием поста становится осознание своего недостоинства, видение своих грехов, то все хорошо. Если же человек начинает гордиться своими аскетическими подвигами, осуждая при этом других за их слабости, то он находится на пути к духовной прелести.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России Игорь Ковалевский: пост не является диетой, это одно из дел покаяния
Во время подготовки к Рождеству у нас, строго говоря, нет поста. Ограничения в пище в латинском обряде достаточно мягкие. В практике наших постов существует ограничение на употребление мясных блюд по пятницам для тех, кто достиг четырнадцати лет. Есть строгий пост перед Пасхой, в который не употребляются мясные блюда и ограничивается количество употребляемой пищи в определенные дни. Кроме того, существует традиция воздержания от мясных блюд в рождественский сочельник, 24 декабря. Пост, наряду с молитвой и делами милосердия, является одним из покаянных дел, а не диетой, о чем не надо забывать.
Председатель Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятники) Сергей Ряховский: пост, смиряя нашу плоть, способствует более нравственной, святой жизни
У нас нет постоянных, регулярных постов, согласованных с какими-то христианскими праздниками. Это не значит, что у протестантов вообще нет поста. Иисус Христос сказал, что любых качественных изменений человек может добиться постом и молитвой. И хотя сорокадневного предрождественского поста у нас нет, любой евангельский верующий постится в эти дни. Я с колоссальным уважением отношусь к православному посту, ведь он очищает не плоть, хоть мы ее и ущемляем, он очищает душу человеческую, освежает наши отношения с Богом. Мы обычно практикуем однодневные и редко трехдневные посты, которые существуют для священослужителей. Прихожане же могут поститься три дня только с благословения пастыря и лишь в том случае, если у них это вызвано какими-то нуждами. Но во время этих постов мы воздерживаемся от всякой пищи, кроме воды, сока. Пост, смиряя нашу плоть, должен способствовать тому, что человек начнет жить более нравственной, святой жизнью, будет больше любить людей, прощать их.
Заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин: пост помогает приблизиться к пониманию замысла Творца
Свой пост мы уже провели, у мусульман он закончился в прошлом месяце. Смысл поста, как мусульманского, так и христианского, иудейского в том, чтобы приблизиться к пониманию главного замысла Творца и выполнять те заветы, которые предписаны каждому верующему человеку. Для мусульман пост, это один из пяти основополагающих принципов нашего вероучения. По нашим наблюдениям тридцатидневный пост в месяц Рамадан выполняется большинством мусульман Москвы и России.
Председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) раввин Зиновий Коган: мы то становимся на четвереньки и оскаливаемся, то поднимаемся на две ноги и уподобляемся ангелам
Пост у иудеев является своего рода уроком скромности, они должны скромно одеваться, вести скромный образ жизни, отказываясь от развлечений. Это не скорбь, а знак смирения перед властью Законов Всевышнего. Постясь, мы выражаем свое согласие жить в соответствии с Высшей Волей. Все заповеди, это как хлыст для непослушного ребенка. Мы рождены очень большими эгоистами, мы осознаем только самих себя и тех, кто нам дает, и не готовы жертвовать чем-то для других. Пост, закон для того и дан, чтобы мы стали, образно говоря, подобными ангелам. Конечно же, пост заканчивается, и в ежедневной жизни человека опять появляется жирная пища, обильное питье, что способствует пробуждению звериных инстинктов, мы вновь становимся жестокими, безрассудными. Такова наша жизнь: мы то опускаемся на четвереньки и оскаливаемся, то поднимаемся на две ноги и уподобляемся ангелам.
Постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжай-лама: пост помогает приобщиться к духовной пище
Всякий пост должен быть направлен на очищение тела, речи и ума. Когда речь идет об очищении тела, то с этим все более-менее понятно, люди, заботящееся о своем здоровье, пытаются избавиться от шлаков при помощи голодания или отказа от тех или иных продуктов. Очищение же речи и ума означает контроль над своими высказываниями и поступками, человек должен пребывать, что называется, в здравом, божественном уме.
Директор Центра обществ сознания Кришны в России по общественным связям Максим Осипов: пост является приятным Богу и дает духовные результаты лишь тогда, когда его плоды мы посвящаем Господу
Пост, который предполагает ограничения себя в еде и в каких-то других радостях жизни, есть во всех авторитетных религиях и наша духовная традиция в этом отношении также не является исключением. Вместе с регламентацией определенных ограничений существует также ясное понимание, что одним ритуальным отказом от какого-либо вида пищи на какое-то время, невозможно добиться духовных результатов - поститься нужно для Бога. Иными словами, смысл поста не в том, чтобы на какое-то время не употреблять молока, мяса, других продуктов, но в том, чтобы время, высвободившееся от удовлетворения потребностей тела, посвящать мыслям о Боге, служению Ему. Только такой пост является приятным Богу и приносит духовные результаты. В противном случае, пост может превратиться в модный способ похудеть или поправить здоровье. Поэтому в традициях монотеистического направления индуизма, коим является вайшнавизм, полуторасуточные посты отмечаются каждые две недели. Верующим рекомендуются полностью посвящать это время повторению имен Бога, молитвам, чтению священных писаний, проповеди и общению со святыми людьми. Тогда согласно высказыванию великого вайшнавского святого Бхактивинода Тхакура, такой, проведенный в посте день, является матерью преданности Богу и любви к Нему.