В Ириновских палатах Новодевичьего монастыря (филиал Государственного исторического музея) состоялось торжественное открытие постоянной экспозиции
ГИМ
В Ириновских палатах Новодевичьего монастыря (филиал Государственного исторического музея) состоялось торжественное открытие постоянной экспозиции
 
 
 
В Ириновских палатах Новодевичьего монастыря (филиал Государственного исторического музея) состоялось торжественное открытие постоянной экспозиции
ГИМ

В Ириновских палатах Новодевичьего монастыря (филиала Государственного исторического музея - ГИМ) накануне состоялось торжественное открытие постоянной экспозиции, сообщает "Благовест-инфо". Выставка, посвященная этому событию, получила название "Обитель пресветлая и дивно украшенная".

Церемонию, в которой участвовали митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), архиепископ Можайский Григорий (Чирков), игуменья Новодевичьего монастыря Серафима и сотрудники музея, возглавил директор ГИМ Александр Шкурко.

Митрополит Ювеналий в своем слове назвал открытие экспозиции "великим событием, которое имеет огромное духовное значение для церковных людей". Музейный праздник предваряет юбилейные торжества: 10 августа будет отмечаться 480-летие основания Новодевичьего монастыря и 10-летие возобновления в нем монашеской жизни. Митрополит Ювеналий надеется, что этот праздник возглавит Патриарх Алексий II.

Иерарх вспомнил те недавние времена, когда было "совсем иное отношение к церковным ценностям". "Я с детства помню атмосферу богоборчества, которая простиралась и на церковное искусство: жгли иконы, взрывали храмы, самих носителей веры расстреливали. В это время подвижники науки за очень скромное государственное вознаграждение хранили крохи, оставшиеся от духовного достояния, и донесли их до нас через все сложности времени. Мы низко кланяемся им", - сказал митрополит Ювеналий. Он подчеркнул, что на выставке можно увидеть уникальные подлинники, которые станут образцами для современных иконописцев. "Мы счастливы, что Новодевичий монастырь - это не только место для монашествующих, но и для всего русского народа", - заключил свою речь иерарх, резиденция которого находится в стенах монастыря.

Все выступавшие говорили об особой благодати, которая присутствует на земле обители, а директор Института искусствознания Алексей Комеч подметил, что даже те, кто боролся с религией и Церковью в советское время, "хотели лежать здесь, за стенкой, на Новодевичьем кладбище". Он обратил также внимание на "единство воззрений монашествующих и музейного коллектива к вящей славе культуры России", а Александр Шкурко представил заведующую филиалом Ирину Борисенко как "музейную игуменью", что было с видимым одобрением встречено стоящей рядом игуменьей Серафимой.

Ответственный секретарь комиссии по делам ЮНЕСКО в РФ Георгий Орджоникидзе сообщил, что 7 июля на форуме ЮНЕСКО в Китае было принято решение внести Новодевичий монастырь в список культурных объектов всемирного наследия.

Экспозиция развернута на двух этажах дворцовых палат XVI-XVII вв., построенных для царственных инокинь монастыря. На первом этаже выставлены фрагменты фресок из уничтоженных церквей и монастырей России - Чудова монастыря в Кремле и Макарьева в Калязине, а также из московского Новоспасского монастыря. Обращают на себя внимание небольшие фрагменты с изображением Плутарха и Солона, а также масштабная композиция "Крещение Ольги", фрагменты из Апокалипсиса. На первом же этаже выставлены фрагменты шести иконостасов из монастырских церквей и приделов Смоленского собора. Среди экспонатов работы таких известных иконописцев, как Федор Зубов, Кирилл Уланов, Карп Золотарев и других. Следует также отметить иконостас из храма в колокольне, освященного в честь пустынника Варлаама и царевича Иоасафа: при невероятной популярности среди читателей XVII века "Повести о Варлааме и Иоасафе" храмы им посвящали чрезвычайно редко.

В конце XVII - начале XVIII вв. в Новодевичьем монастыре жили три сводные сестры царя Петра I, здесь же закончила свои дня его первая жена Евдокия Лопухина. На втором этаже палат можно увидеть уникальные "надгробные" иконостасы царевен Милославских: ученым удалось собрать воедино разрозненные келейные иконы царевен, начиная от "мерных" икон, написанных сразу после рождения (доска вырезалась по росту младенца), и заканчивая специальными иконами, написанными для гробниц царевен. Отдельный зал посвящен самой "трагической" инокине монастыря - царевне Софье Алексеевне.

В последнем зале экспонируются работы, выполненные в художественных мастерских Новодевичьего монастыря. Искусно шитые саккосы, фелони и стихари в конце XIX века получили признание на международных выставках. Благодаря художнику Наталье Языковой облачения так расположены на подиуме, что напоминают крестный ход. На выставке можно увидеть также рукописные и редкие старопечатные книги, памятники прикладного искусства. Экспозиционный ряд дополняют мониторы и плазменная панель.