Торжественный прием, оказанный президенту России Владимиру Путину на Святой горе Афон, не был похож на тот, что оказывался иным иностранным лидерам, пишет греческая газета "Катимерини".
Как сообщает сегодня "Интерфакс", собеседник издания из числа афонских официальных лиц указал, что причиной этого являются "многовековые связи между Русской православной церковью и монашеской общины горы Афон".
Первый в истории визит главы Российского государства на Святую гору Афон прошел в обстановке "соединившихся византийского и русского великолепия", а также особых мер безопасности со стороны российских и греческих спецслужб, вооруженных спутниковыми системами наблюдения и окруживших Афон как с суши, так и с моря, отмечает газета.
Главный колокол Свято-Пантелеимонова монастыря весом в 12 тонн, звон которого достигает соседних Спорадских островов, начал свой благовест рано утром, достигнув крещендо в момент, когда Владимир Путин проходил через монастырские врата.
Тесные связи Афона с Россией укреплялись веками, отмечает "Катимерини". Особенно сильными они были при русских царях. Однако и во времена коммунистического правления правители России сознавали, что Свято-Пантелеимонов монастырь - это "единственный центр русской культуры на Балканах". Об этом говорилось в секретном донесении 36-летней давности Центральному комитету КПСС от председателя правительственного Совета по делам религий Владимира Куроедова, опубликованном по случаю визита В. Путина афинской газетой.
В 1969 году советский чиновник выражал озабоченность в связи с тем, что греческая военная хунта того времени всеми возможными средствами препятствовала контактам между Московским Патриархатом и русским афонским монастырем, стараясь завладеть монастырской собственностью. В. Куроедов указывал на обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) к греческому правительству и Константинопольскому Патриарху, продиктованные необходимостью защитить русское пристуствие на Афоне. Эти шаги были поддержаны демаршами посла СССР в Афинах.
В результате, как отмечал глава Совета по делам религий, греческое правительство под давлением "международных церковных кругов" дало гарантии, что на Афоне будет соблюдаться сложившийся status quo, а государство не будет вмешиваться в монашескую жизнь.
Однако для сохранения и укрепления русского присутствия на Афоне В. Куроедов просил ЦК КПСС разрешить направление 20-25 монахов из СССР в Свято-Пантелеимонов монастырь, а также допустить направление туда делегаций Русской православной церкви и оказать помощь строительной техникой для восстановления монастырских зданий.