Недавние высказывания руководителя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) протоиерея Всеволода Чаплина о том, что патриарху и епископам не то что не запрещено, но даже пристало принимать в подарок дорогие предметы быта, вызвали резкую критику со стороны известных представителей РПЦ - первого заместителя председателя Учебного комитета РПЦ, настоятеля храма мученицы Татианы при МГУ протоиерея Максима Козлова и профессора и профессора Московской духовной академии протодиакона Андрея Кураева.
Как отмечает 13 апреля "Новая газета", в руководстве РПЦ, по-видимому, не исключены "чистки". Вероятно, считает издание, Патриарх Кирилл весьма недоволен работой своих PR-структур - пресс-службы, управляющей официальным сайтом РПЦ "Патриархия.ru" (где так неумело пытались "зафотошопить" дорогие часы на руке предстоятеля), а также Информационного отдела и ОВЦО.
И по количеству публикаций, и по уровню аргументации, и по оперативности реакций церковные СМИ явно проиграли светским, и уж тем более - интернету. Среди "проколов" информационных служб РПЦ газета указывает и на неловкую "историю" с часами, и масштабное сочувствие "неправедно наказанным" участницам Pussy Riot, и историю с квартирой патриарха в "Доме на набережной".
Активизация в последние дни Андрея Кураева и Максима Козлова, по мнению, "Новой газеты", - явный признак начинающейся переконфигурации команды патриарха Кирилла.
Издание поясняет, почему удар прежде всего оказался направлен на Всеволода Чаплина. Можно долго перечислять скандалы, с которыми ассоциируется имя председателя ОВЦО. Среди них - заявления о том, что большевиков надо убивать, попытки ввести "дресс-код", проповедь "православных ночных клубов", скандирование неприличных лозунгов в клубе "О.Г.И." под Рождество, в котором был замечен протоиерей Всеволод. В довершение всего Чаплин накануне в эфире радиостанции "Финам FM" вновь повторил свой любимый пассаж о допустимости роскоши у церковных иерархов.
Вот, что на это возразил Андрей Кураев: "Интересно, дерзнул бы такие слова сказать святитель Филарет Московский в лицо императору? А если да, то что бы император подарил ему за это? Чукотскую кафедру для вразумления?"
В своем ЖЖ протодиакон также призвал Всеволода Чаплина оставить "свою апологию стяжательства, карьеризма и должностной непогрешимости". "Хотите жить богато - живите. Но Веру нашу не троньте и Евангелие Христово не подменяйте", - написал Кураев.
В качестве примера святоотеческого отношения к богатству Андрей Кураев привел пространную цитату из одного из Отцов Церкви - Григория Богослова, который, кстати, занимал отнюдь не последнюю ступень в иерархии Византийской церкви: "Не знал я, что мне должно входить в состязания с консулами, правителями областей, знатнейшими из военачальников, которые не знают, куда расточить свое богатство, - что и мне, роскошествуя из достояния бедных, надобно обременять свое чрево, необходимое употреблять на излишества, изрыгать на алтари. Не знал, что и мне надобно ездить на отличных конях, блистательно выситься на колеснице, - что и мне должны быть встречи, приемы с подобострастием, что все должны давать мне дорогу и расступаться предо мной, как перед диким зверем, как скоро даже издали увидят идущего. Если сие было для вас тяжело, то оно прошло. Простите мне сию обиду" (святитель Григорий Богослов. Слово 42, прощальное, произнесенное во время прибытия в Константинополь ста пятидесяти епископов).
Затем Кураев приводит слова из богослужения Великого Четверга, где говорится о "беззаконном Иуде". "<...>Страдая сребролюбием, приобрел ты человеконенавистничество. Ведь если богатство ты любил, зачем к Учащему о нищете за наставлениями приходил?" - сказано там.
Андрей Кураев выражает надежду на то, что позиция главы ОВЦО не тождественна позиции патриархии. "Какой вывод из них должны сделать сотни новых епископов, вступающих во владение своими новыми дробно-бедными епархиями? Мол, чтобы не срамить Христа торжествующего, и мы должны обставить свой быт (а о. Всеволод тут сказал именно про предметы личного быта, а не предметы богослужения) с максимальной роскошью. Это называется - "епископы станут ближе к народу"?" - написал протодиакон.
Как иронично замечает "Новая газета", остается надеяться, что слова Кураева не распространяются на патриарха Кирилла, который в своих проповедях на этой Страстной неделе также попытался развить апологию богатства, хотя и не такую гротескную, как Чаплин. Иначе придется рассматривать предупреждения Кураева как "тревожный звоночек", но не из патриархии, а из более высоких сфер российской политики.
Между тем, любопытный комментарий по поводу темы "Церковь, вера, стяжательство и государство" сделал, также на страницах "Новой газеты", писатель, художник, философ Макчим Кантор. По его словам, "претензия, вмененная обществом Храму и Патриарху, должна быть переадресована всей русской культуре, воспитанной на православии - на осмыслении этой именно Церкви. Как государство соотносится с верой, особенно если вера изначально связана с понятием славы и силы? Как домашняя вера (Наташи Ростовой, идущей в Страстную неделю в скромный храм) сочетается с грозной проповедью с амвона?".
Когда князь Владимир выбирал монотеистическую религию на смену язычеству, пишет автор, его привлекла красота и торжественность обряда Византийского храма. Князь выбирал Церковь, которая наглядно являет могущество. При этом М. Кантор напоминает, что европейские храмы того времени были просты. Полтора века спустя аббат Сюжер способствовал смене строгого романского стиля на готический, утвердив идею того, что богатство Церкви суть отражение небесной славы. Православная же религия, по словам М. Кантора, драгоценным сиянием обряда руководствовалась изначально.