В минувшее воскресенье индуисты всего мира торжественно отметили праздник Гита-джаянти, или "день явления Бхагавад-гиты". Священная Бхагавад-гита почитается индийцами как "песнь, изошедшая из уст Бога". Это - главное индуистское писание. В такой важный день, как правило, совпадающий с днем поста Экадаши, принято всячески прославлять Гиту.
В честь Бхагавад-гиты был зажжен священный огонь и во временном столичном храме Кришны на Ленинградском проспекте. Вознести почести Бхагавад-гите в течение праздника сюда пришло не менее пятисот посетителей. Среди гостей было много индийцев, приехавших целыми семьями, сообщает пресс-служба Московского общества Сознания Кришны.
Специально для этого случая московские кришнаиты пригласили опытного астролога из Вриндавана (священный город в Индии) Бхагавата Даса, который уже много лет постигает тайны древнеиндийского искусства ваяния и живописи. Подиум для огня брахманы украсили магическими благоприятными знаками-янтрами, обещающими человеку продление жизни и духовную силу.
Перед началом действа перед гостями выступил с краткой речью президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) саньяси Бхактивигьяна Госвами (Вадим Тунеев). Он подчеркнул неземное происхождение Бхагавад-гиты, указав одновременно на схожесть ситуации, в которой была поведана Гита, с ситуацией в которой оказались верующие сегодня, имея в виду неясность вокруг строительства единственного в Москве индусского храма. Госвами также заострил внимание собравшихся верующих на необходимости предания себя Богу, как это сделал в свое время воин Арджуна. "Духовная чистота, - убежден Госвами, - способна преодолеть любые препятствия".
Речь главы ЦОСКР, транслировавшаяся по спутниковой связи во все регионы России, сменилась рецитацией всех 700 стихов Бхагавад-гиты, что заняло несколько часов, после чего состоялось слушание повествования о великом диалоге Кришны с воином Арджуной. Гита-джаянти завершилось праздничным богослужением, громкими песнопениями и угощением.
Бхагавад-гита считается сердцевиной знаменитого древнеиндийского эпоса Махабхарата. Вместе с тем, существует мнение, что Гита обладает абсолютной независимостью. В частности, об этом говорит в своих комментариях к этому писанию известный теолог, основатель Международного общества сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896-1977). Поэтому Гиту причисляют к разряду упанишад – особых сакральных текстов, описывающих природу божественного Абсолюта. Впрочем, на самостоятельность текста указывает и сам автор Бхагавад-гиты – Кришна. Он подчеркивает, что Гита была дарована людям еще задолго до исторического сражения, описанного в Махабхарате, причем неоднократно, хотя возраст и божественное происхождение Песни Бога часто оспариваются учеными и христианскими исследователями индуизма. Фактически всякое нисхождение Всевышнего обязательно сопровождается передачей этого трансцендентного знания достойным личностям, а через них и остальным людям. Письменное толкование Бхагавад-гиты, наряду с сутрами Веданты, служит критерием истинности той или иной философской школы индуизма.
В настоящее время известно свыше 700 различных переводов и интерпретаций писания. Например, существуют академические и даже поэтические переводы с санскрита на русский язык. Кришнаиты МОСК, равно как и многие современные индийские исследователи ведических даршан, признают высшую авторитетность только за Бхагавад-гитой с комментариями Бхактиведанты Свами – как наиболее точно передающей внутреннее настроение этого писания.
В России первая Бхагавад-гита на русском языке появилась в 1788 г. Писание было переведено с английского и издано в типографии Новикова по протекции Екатерины II и с одобрения Священного Синода, расценившего Бхагавад-гиту как "книгу душеполезную".