В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) на минувшей неделе состоялась Международная конференция "Глобальные процессы и религиозное многообразие в России и мире"
RTV International
В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) на минувшей неделе состоялась Международная конференция "Глобальные процессы и религиозное многообразие в России и мире"
 
 
 
В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) на минувшей неделе состоялась Международная конференция "Глобальные процессы и религиозное многообразие в России и мире"
RTV International

В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) на минувшей неделе состоялась Международная конференция "Глобальные процессы и религиозное многообразие в России и мире".

Собравшиеся здесь ученые-религиоведы и религиозные лидеры, правозащитники и юристы на протяжении двух дней обсуждали проблемы мирного сосуществования различных религий и конфессий в современном мире. Неотвратимые процессы экономической и культурной глобализации, которые все больше обезличивают национальные и религиозные культуры, подменяют выпестованные ими традиционные ценности современными унифицированными представлениями о том, что такое хорошо, что такое плохо, ставят перед религиозными лидерами порой неразрешимую дилемму: что-то менять в ежедневной практике и философских постулатах своей религии ради привлечения новых прихожан, или же оставаться в строгих рамках вековых традиций, рискуя при этом растерять паству.

Впрочем, проблемы глобализации несут угрозу не только приверженцам религиозных и национальных традиций. Представляющий Центр социально-религиозных исследований Институт Европы РАН Анатолий Красиков напомнил, что у современной западной цивилизации есть три главные проблемы, не решив которые мы не можем рассчитывать на счастливое будущее всего человечества: грядущая экологическая катастрофа, утрата традиционных этических начал и неэффективность управления.

Выступающие, признав, что ругать глобализацию также бесполезно и неразумно, как обижаться на приход лета или зимы, призывали использовать положительные стороны процесса разрушения барьеров между народами и культурами.

Приверженцев традиционного уклада жизни, обезличивание меняющего человеческое лицо на маску "терминатора" мира, все чаще толкает к радикальным действиям против сторонников либеральных свобод. Религиозные деятели в своих выступлениях говорили о наступлении "либерального тоталитаризма" (священник Михаил Дудко, представляющий Русскую православную церковь), о наступлении нового мирового порядка, в котором доведенная до абсурда идея свободы уживается с тотальным контролем над личностью (Мансур Шахиров, выступавший от имени российских мусульман).

Особую остроту развернувшейся в университетских стенах дискуссии придавало осознание того, что борьба за умы и души втянутых в процесс глобализации людей и народов угрожает планете третьей мировой войной – невзирая на публичные декларации собственной толерантности по отношению к другим религиям, на деле лидеры крупнейших конфессий пытаются установить господство своей религиозной идеологии. Даже почитаемые ими священные писания, в которых говорится, что многообразие подходов в служении Богу и понимании миссии человека существует по замыслу и воле Творца, не становятся для лидеров тех или иных конфессий и религий препятствием в попытках объявить свою веру единственно правильной и истинной.

Совпав по времени с "карикатурным скандалом", конференция лишний раз подтвердила актуальность обсуждаемых проблем, не решив которые человечество движется к новому глобальному конфликту. Западные ученые в своих выступлениях отметили, что вопросы сосуществования религий и культур не являются сугубо российскими, ответов на многие, поставленные процессами миграции вопросы, не знают и в Европе. Проблеме все более заостряющегося противостояния фундаменталистов и либералов, посвятил свой доклад "Религиозное кощунство или творческая свобода?" религиовед Борис Фаликов.

Впрочем, проблемы глобализации и неразрешимых общественных и межрелигиозных конфликтов обсуждались на конференции с учетом их российской специфики. Она же, прежде всего, продиктована несоответствием декларированного в Конституции и других законодательных актах равенства всех религий перед светским государством и реальными действиями Русской православной церкви, претендующей на роль "главной среди равных".

Ученые отметили, что притязания пытающейся занять место КПСС титульной конфессии на роль "руководящей и направляющей", угрожает светскому государству установлением новой, церковной идеологии. Не способствует межконфессиональному миру и взаимопониманию предпринимаемая также Церковью попытка дискредитировать объявленные равными перед законом религии и конфессии через деление их на "традиционные" и "нетрадиционные".

Правозащитники напомнили, что власти (особенно в удаленных от столицы регионах) часто игнорируют законодательство, грубо нарушая права верующих, что религиозные меньшинства не могут найти реальную защиту в судах, которые всячески затягивают разрешение конфликтных ситуаций. В то же самое время представители все более срастающейся с властью титульной конфессии, позволяя себе оскорбительные высказывания и разжигающие межрелигиозную рознь заявления, которые подпадают под статьи Уголовного Кодекса, остаются безнаказанными.

В пример приводились часто обсуждаемые на подобных встречах провокационные призывы к погромам, поиску врагов и доносительству в лучших традициях сталинской эпохи священника Дмитрия Смирнова, известного своими оскорбительными, радикальными выпадами в адрес даже "традиционных" религий, например, ислама. Если учесть, что не знакомый с элементарными нормами этики священник возглавляет в РПЦ департамент, опекающийся Вооруженными силами и МВД, то сразу отпадает вопрос о том, почему армия, "духовно окормляемая" проявляющими правовой нигилизм клириками, живет по неуставным отношениям. Выступающие задавались вопросом, какую же православную культуру хотят навязать школам все больше ставящие себя вне закона представители РПЦ?

Уровень навязываемой обществу "православной культуры" продемонстрировал также и заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) протоиерей Всеволод Чаплин, выступивший с докладом о работе РПЦ над проектом православной концепции прав человека. Не дождавшись вопросов, которые собирались задать ему ученные и представители других конфессий, он вместе со своим коллегой священником просто покинул круглый стол. Что заставило усомниться в том, способны ли вообще вести диалог все больше привыкающие к исключительному положению руководители "государственной религии". По мнению представляющего аппарат уполномоченного по правам человека в РФ Михаила Одинцова, не может быть речи ни о какой демократии, если представители большинства не только не заботятся о соблюдении прав религиозного меньшинства, но даже пытаются урезать их в этих самых правах и свободах. На его взгляд, государственные чиновники, как и в Советские времена, уходят от реального решения накапливаемых в обществе проблем межрелигиозного сосуществования.

Тот неоспоримый факт, что даже секулярное западное общество нуждается в не заполитизированной, живой религии, бережно относящейся к правам и свободам человека, уважающей его достоинство, подтверждает возникновение такого понятия, как "гражданская религия". Пытаясь сыграть связующую роль между различными индивидами, между личностью и обществом, она, конечно же, исключает авторитет единого, всеми принимаемого Бога и является скорее пародией на подлинную религиозную традицию. Тем не менее, возникнув в США и Западной Европе в результате утраты традиционными религиями общественного уважения, гражданская религия находит все больше сторонников, ставя перед религиозными лидерами нелицеприятный вопрос: какую миссию они сегодня выполняют – духовных пастырей, дарующих успокоение и радость душе, или политиков, вовлеченных в глобальную борьбу за территории и ресурсы, в том числе человеческие.