Отношения между католиками и православными должны обрести форму "диалога веры", убежден митрополит Филарет
Православие. ru
Отношения между католиками и православными должны обрести форму "диалога веры", убежден митрополит Филарет
 
 
 
Отношения между католиками и православными должны обрести форму "диалога веры", убежден митрополит Филарет
Православие. ru

Сейчас уже можно надеяться на встречу Папы Бенедикта XVI и Алексия II. Так считает итальянская газета La Stampa, корреспондент которой взял интервью у Патриаршего Экзарха всея Белоруссии, митрополита Минского и Слуцкого Филарета (перевод беседы – на сайте InoPressa.ru). Митрополит Филарет председательствовал накануне на международном форуме в Лионе (Франция), организованном при содействии католической организации "Община святого Эгидия".

Восхождение на престол в Ватикане Йозефа Ратцингера привносит новые акценты в отношения между Москвой и Ватиканом. То, что во времена Иоанна Павла II – понтифика славянского происхождения, считалось "преждевременным", сейчас получает определение "возможное", отмечает газета.

- Какова атмосфера в начальный период правления Папы Ратцингера?

- И я, и мои собратья в нашей Церкви, а также во многих других Церквах на Востоке, обрели надежду с приходом Бенедикта XVI, надежду на более конструктивное сотрудничество Востока с Западом. От слов, от некоего романтизма мы можем перейти, используя современную лексику, к определенному "конструктивизму" в наших отношениях. Позитивным можно читать даже тот факт, что в ходе нашей конференции мы часто ссылаемся на высказывания Папы Бенедикта XVI.

- Таким образом, существует возможность того, что Папа и Патриарх Алексий II встретятся? Пусть не в Риме и не в Москве?

- Думаю, что это вполне реальная возможность.

- И она воплотится в жизнь?

- Если мы не совершим новых ошибок. Отношения между католиками и православными должны обрести форму "диалога веры". В этом русле наш диалог между наследниками тех, кто исповедовал веру и претерпел мученическую смерть в ХХ веке, чтобы наполнить XXI век христианской любовью и правдой.

- Христиане все еще преследуются в Европе?

- Кровь не льется, но ощущается давление, притеснение нашей веры. Многие христиане чувствуют отсутствие свободы, многие христиане не могут свободно исповедовать свою веру. Честно говоря, мы не ожидали всего этого, мы ожидали полной свободы с падением коммунизма. Сегодня мы осознаем, что восстановленная религиозная свобода не может противостоять наступлению секуляризма. Сегодня православные ведут борьбу с секуляризмом "западной модели", с которой давно знакомы как католики, так и другие западные христиане. Это вопрос поиска новых форм солидарности между всеми христианами.

- Вы предлагаете европейским Церквам предпринять совместные действия?

- Да, можно сказать и так. Церкви на Востоке, возможно, первыми и в большей степени, чем другие, подверглись гонениям и преследованиям, в то время как западные первыми испытали на себе действие секуляризма. Сегодня, мы, христиане Востока и Запада, призваны вместе вступить на это поле действий. Только так мы сумеем ответить на новые исторические вызовы и вновь утвердить в мире то, что называется христианской Европой.

- Но между Церквами слишком много противоречий.

- Новая межхристианская солидарность не означает смягчения или забвения различий, которые существуют между нами в доктрине, в церковной структуре или в традиции. Сегодня основным в диалоге веры является христианское свидетельство перед лицом нового секуляризма.

- Что вас беспокоит в первую очередь?

- Европа стоит перед выбором: или она остается христианской в своих культурных основах и христианство доминирует в религиозной жизни, или Старого Мира больше не будет. Православные и католики должны вместе искать средства и формы сотрудничества на пути к общему свидетельству.