Название праздника "сретение" означает "встреча". Поводом для его установления послужило евангельское предание о праведном старце Симеоне, жившем при Иерусалимском храме
Архив NEWSru.com
Название праздника "сретение" означает "встреча". Поводом для его установления послужило евангельское предание о праведном старце Симеоне, жившем при Иерусалимском храме
 
 
 
Название праздника "сретение" означает "встреча". Поводом для его установления послужило евангельское предание о праведном старце Симеоне, жившем при Иерусалимском храме
Архив NEWSru.com

Православные верующие отмечают 15 февраля один из двенадцати (двунадесятых) главных праздников церковного года - Сретение Господне.

Как сообщили РИА "Новости" в пресс-службе Московской Патриархии, сегодня утром в кафедральных храмах столицы совершаются архиерейские богослужения. Епископ Красногорский Савва возглавил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе, а епископ Дмитровский Александр - в храме Христа Спасителя.

Название праздника "сретение" означает "встреча". Поводом для его установления послужило евангельское предание о праведном старце Симеоне, жившем при Иерусалимском храме.

Работая над переводом Священного писания с еврейского языка на греческий, он усомнился в словах из Книги пророка Исайи о том, что Спаситель родится от Девы, и хотел исправить текст. Тогда ему явился святой Ангел и сообщил, что Симеон не умрет до тех пор, пока не увидит своими глазами исполнения пророчества.

На 40-й день после рождения младенца Христа Дева Мария и праведный Иосиф принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы по ветхозаветному обычаю совершить благодарственную жертву Богу за рождение первенца. Симеон, которому к тому времени исполнилось уже 360 лет, духовно узрел в младенце Спасителя и произнес: "Ныне отпускаешь раба твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром; ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал перед лицем всех народов, свет к просвещению язычников, и славу народа Твоего Израиля" (Лк. 2:29-32).

Предчувствуя борьбу, которая разгорится вокруг имени Иисусова среди людей, старец добавил: "Вот лежит Он на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий", а затем, обращаясь к Марии, сказал: "И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышления многих сердец" (Лк. 2:34-35). К Младенцу подошла и пророчица Анна, которая тоже восславила Иисуса и "говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме" (Лк.2:36-38).

В традиции Восточной Церкви этот праздник считается в некоторой степени и богородичным, поскольку в нем воспоминается предсказание о страданиях, ожидавших Божию Матерь на пути Ее служения Сыну.

В воспоминание слов праведного Симеона, назвавшего Иисуса "светом к просвещению язычников", у западных христиан в праздник Сретения в храмах совершается обряд освящения свечей, которые затем зажигаются во время богослужения. Верующие бережно хранят сретенские свечи на протяжении всего года и зажигают их, когда обращаются с молитвой ко Христу в тяжелые для себя минуты: во время болезни, семейных неурядиц и других житейских трудностей.

Богословы толкуют Сретение (встречу) младенца Христа с Симеоном как встречу Ветхого и Нового Заветов, встречу данного еврейскому народу Закона Божия и высшего закона Божественной любви, принесенного в мир Иисусом Христом.

В народном сознании праздник Сретения служит границей между зимой и весной. Отсюда и само название праздника объясняли встречей зимы с весною: "На Сретение зима с летом встретилась"; "В Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила". В Северо-Западной Руси этот праздник был известен под названием громниц. Существовал обычай носить в этот день в церковь для освящения свечи, которые назывались громницами или громничными свечами.

В Западной России крестьяне имели обычай с помощью громничных свечей поджигать друг другу крестообразно волосы, считая это очень полезным от головной боли. В Украине и некоторых губерниях Центральной России на праздник Сретения Господня освящали в церквях воду. Освященная сретенская вода считалась лечебным средством против разного рода болезней, особенно так называемого присрета (т.е. призора очес - глаз). Началом этого обычая послужило известное в древнехристианской церкви обыкновение освящать воду в начале каждого месяца. В древние времена оно служило противодействием иудейским обрядам, которыми сопровождались празднования прихода нового месяца. По замечанию апостольских постановлений, вода эта считалась целебной от многих болезнях и оказывала благодатное действие на верующих. Мнение об особенном действии сретенской воды против присрета произошло, вероятно, от названия ее сретенской, близко напоминающего по своему созвучию название присрета.

В сельскохозяйственном быту по состоянию погоды в праздник Сретения крестьяне судили о наступающем лете, особенно его погоде, урожае: "Какова погода на Сретение, такова будет и весна"; "На Сретение утром снег — урожай ранних хлебов; если в полдень — средних; если к вечеру — поздних"; "На Сретение снежок — весной дожжок"; "На Сретение капель — урожай пшеницы". По празднику Сретения последние зимние морозы и первые весенние оттепели назывались Сретенскими, отмечает автор Церковно-народного месяцеслов на Руси, изданного в 1877 году, известный русский этнограф И.П. Калинский.

Праздник Сретения относится к древнейшим праздникам христианской Церкви. Но, несмотря на раннее происхождение, этот праздник до VI века совершался не так торжественно. В 528 году, при императоре Юстиниане (527 - 565), Антиохию постигло бедствие - землетрясение, от которого погибло много народа. За этим несчастьем последовало другое. В 544 году появилась моровая язва, уносившая ежедневно по несколько тысяч человек. В эти дни всенародного бедствия одному из благочестивых христиан было открыто, чтобы празднование Сретения Господня совершать торжественнее.

Сегодня к этому празднику приурочен День православной молодежи, который вот уже несколько десятилетий отмечается всем православным миром.