Муфтии и раввины собрались в Москве, чтобы засвидетельствовать тысячелетнюю дружбу между мусульманами и иудеями.
Фото Анатолия Тодорова
Муфтии и раввины собрались в Москве, чтобы засвидетельствовать тысячелетнюю дружбу между мусульманами и иудеями.
 
 
 
Муфтии и раввины собрались в Москве, чтобы засвидетельствовать тысячелетнюю дружбу между мусульманами и иудеями.
Фото Анатолия Тодорова

В четверг 15 июня в конференц-зале гостиница "Международная" состоялся Международный форум "Ислам и иудаизм: перспективы диалога и сотрудничества". Как сообщает корреспондент портала "Мир религий", в его работе приняли участие не только представляющие различные регионы России раввины и муфтии, но и зарубежные священнослужители, а также религиоведы и востоковеды.

Открылся форму выступлениями председателя Совета муфтиев России (СМР) шейха Равиля Гайнутдина и главного раввина России Адольфа Шаевича. В своем приветственном слове глава СМР сказал, что вышедшие из одного источника ислам и иудаизм, на протяжении многих веков мирно сосуществовали друг с другом, поэтому и сегодня нужно искать не то что разделяет обе древние религиозные традиции, а то, что их объединяет. "К сожалению, в каждой религии находятся группы радикалов, которые свое невежество компенсируют не учебой, не приобретением знаний, а эмоциональной активностью, доходящей до агрессии – сказал он. – Однако по таким людям нельзя судить о религиозном учении, ибо они действую не в соответствии с религиозном учением, а часто даже вопреки ему".

Шейх Равиль Гайнудтин также напомнил, что ислам призывает к диалогу и сотрудничеству с другими монотеистическими религиями, что ислам религия свободного выбора, а посему не может быть и речи о насильственном навязывании мусульманствам иноверцам. Более того, сказал он, Коран предписывает последователям пророка Мухаммеда уважительное отношение к людям других вероисповеданий, а в случае проживания их на исламских территориях мусульмане должны гарантировать им защиту и справедливость. "Бог любит добродетель" – напомнил муфтий.

Адольф Шаевич назвал Равиля Гайнутдина своим братом, сказав, что гордится многолетней дружбой и сотрудничеством с ним. Он напомнил, что между исламом и иудаизмом в России нет внутренних проблем, которыми, к сожалению, омрачены отношения двух религий и двух народов – арабов и евреев – на Ближнем Востоке.

Главный раввин призвал верующих обоих религий вспомнить общую историю и общий источники их духовных традиций, а не искать различия в Торе и Коране. Лучшим примером мирного сосуществования ислама и иудаизма являются, на его взгляд, смешанные семьи. Ни иудаизм, ни ислам не запрещают заключать брачный союз и жить под одним кровом людям различных вероисповеданий. Правда, при этом акцент почти во всех выступлениях делался на монотеизм. Впрочем, было отмечено, что религии единобожия, как это завещано священными писаниями, должны быть терпимыми даже к язычникам.

О том, что лучшим свидетельством межнациональной и межрелигиозной дружбы самых разных народов являются общая родина и общий быт, говорил в своем выступлении Михаил Членов, сопредседатель Оргкомитета форума. "Все мы вышли из одного двора" – сказал он, вспомнив свое послевоенное детство, которое проходило в одном из тесных московских двориков на бывшей улице Горького. В тесноте советских коммуналок, по его словам, мирно уживались русские, евреи и татары.

Фарид Асадуллин, заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России, напомнил, что и Коран, и Тора предписывают религиозному человеку развивать разум, без которого не может быть речи о полноценной духовной жизни. Невзирая на различия обеих традиции и реалии международной жизни, мусульмане и иудеи должны идти на встречу друг другу.

Организаторы форума выказали "тревогу и озабоченность неприемлемым, но заметным в последнее время в ряде стран ростом межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, граничащей с откровенной ксенофобией".

После короткого перерыва состоялись круглые столы "Исторические и религиозные аспекты диалога" и "Современная практика сотрудничества мусульман и иудейских организаций Евро-Азиатского региона", в котором, кроме духовенства, приняли участие и светские ученые.