Прогнозы, касающиеся того, кто может быть избран на Папский престол, потеряли актуальность. Любопытные факты из жизни нового понтифика скоро тоже перестанут занимать первые строчки новостей. Эксперты размышляют теперь о том, что ожидает католическую церковь при Папе Франциске и что может сделать он для того, чтобы утвердить ее положение в современном мире.
"Недогматичный моралист
Российский религиовед Борис Фаликов назвал его "недогматичным моралистом". По его мнению, аргентинский кардинал Хорхе Бергольо оказался приемлемым кандидатом не только для традиционалистов, которые на "глобальном юге" составляют большинство, но и для европейского католицизма.
"Новый Папа - аргентинец, но он родился в семье итальянских эмигрантов, и связи со Старым Cветом у него вовсе не порваны. Более того, богословское образование он получил в Германии и неплохо владеет не только итальянским, но и немецким языком. Однако происхождение не главное", - отмечает эксперт в комментарии, опубликованном в "Газете.ru".
Дело в том, считает Фаликов, что, казалось бы, благополучная католическая община в Латинской Америке в последние годы сталкивается с проблемами, с которыми до нее столкнулись католики в Европе.
Хотя секуляризм не достиг там таких масштабов, как в Старом Свете, его влияние ощущается все сильней. И это не единственная проблема. С другого фланга южноамериканских католиков, которые составляют 39% от общего числа окормляемых Римом верующих в мире, успешно атакуют протестанты. Их яркие эмоциональные проповеди и забота о социальной справедливости привлекают к ним все больше адептов. Таким образом, проблемы секуляризма и религиозного плюрализма, которые для европейских католиков привычное дело, Хорхе Бергольо знакомы вовсе не понаслышке. И он вполне готов ими заниматься.
Как и положено представителю "глобального юга", Папа Франциск - стойкий консерватор. Он последовательный борец с абортами, осуждает использование контрацептивов, резко критикует однополые браки, а в 2010 году и вовсе выступил с заявлением, что гомосексуалисты, усыновляя и удочеряя детей, подвергают их дискриминации. После чего между ним и президентом страны Кристиной Фернандес де Киршнер завязалась резкая публичная перепалка, напоминает российский эксперт.
Однако, будучи крутым поборником нравственности, Бергольо никогда не позволял себе выступать с гомофобскими заявлениями и всегда призывал проявлять к тем, кого полагал грешниками, милость и сострадание. Более того, демонстрировал их сам, посещая больницы с ВИЧ-инфицированными, отмечает Фаликов.
Между тем симпатии умеренных членов конклава он завоевал не только этим. Дело в том что Бергольо иезуит, а члены этого ордена, как правило, отличаются либеральными взглядами. И пусть сам он весьма консервативен, но неплохо умел находить общий язык с братьями по ордену. И эта открытость к диалогу не могла остаться незамеченной при выборе нового Папы.
Однако решающую роль в этом выборе, по словам Бориса Фаликова, сыграло все же другое. Бурная история Латинской Америки всегда отличалась острыми социально-политическими конфликтами. Поэтому не удивительно, что именно в ней зародилась так называемая теология освобождения, в которой католицизм причудливо переплетался с марксизмом. И проблемы духовного спасения получали социальное измерение. А иногда левые политические взгляды и вовсе выходили на первый план.
"Теология освобождения" никогда не вызывала поддержки Ватикана, а Папа Иоанн Павел II, будучи ярым антикоммунистом, с ней открыто боролся. Его отношение к ней разделял и Бенедикт XVI, который во время своей поездки в Латинскую Америку однозначно осудил левых богословов. Оба папы призывали ограничиваться в решении социальных проблем духовными средствами. Такой же позиции придерживается и избранный Папа, но он придает ей новое практическое измерение.
Напоминая о личных качествах Франциска - его скромности, простоте его быта, Фаликов подчеркивает, что личный аскетизм вряд ли сильно повлиял на ситуацию. Бергольо требовал, чтобы Церковь активно отстаивала интересы бедноты, потому что "несправедливое распределение благ порождает социальный грех и ограничивает возможность нормальной жизни для многих наших братьев".
И вот что интересно. Активная озабоченность социальной несправедливостью вступала у будущего Папы в конфликт не только с собственным консерватизмом, но и с официальной моралью. Осенью прошлого года он разразился гневной филиппикой в адрес священников, которые отказывались крестить внебрачных детей, назвав их "лицемерными неоклерикалами".
В наши дни, когда экономика переживает не лучшие времена и социальные проблемы охватывают не только "глобальный юг", но и прежде благополучную Европу, внимательное отношение к ним приобретает все более важное значение для католической церкви. И не удивительно, что участники конклава, исповедующие разные взгляды, отдали предпочтение претенденту на Папский престол, имеющему пастырский опыт решения таких проблем. Более того, способному подняться для этого над абстрактным догматизмом. И то, что Хорхе Бергольо избрал для себя имя Франциск в честь святого Франциска Ассизского, не случайно. Тот тоже ставил живое нравственное чувство над официальными условностями.
Помогут ли Папе все эти качества вывести лодку святого Петра на правильный курс - покажет будущее, заключает Борис Фаликов.
Бергольо поддержали и те, кто жаждет устранить недавние проблемы с коррупцией
Почему победил Бергольо? - задается вопросом автор публикации в The New York Times и находит ответ в том, что ватиканские кардиналы, оберегающие свой бюрократический аппарат, отвергли предполагаемого фаворита - кардинала Анджело Скола, которому отдавали предпочтение реформаторы.
Кандидатура латиноамериканского иезуита устроила многих: благочестие и скромность сочетаются в нем с умениями и опытом администратора. Бергольо поддержали и те, кто жаждет устранить недавние проблемы с коррупцией и хаосом в Римской курии. Но пока неясно, сможет ли Франциск оправдать эти надежды и каким образом ему это удастся, приводит InoPressa.ru выдержки из статьи в своем обзоре в пятницу.
По мнению автора публикации в газете The New Republic, ссылающегося на информацию, появившуюся накануне, кардиналы говорили о необходимости реформ в Церкви. Это не означало, что кардиналы искали, кто бы изменил учение Церкви об отношении к однополым бракам, абортам и контрацепции, но свидетельствовало об их желании, чтобы кто-то устранил коррупцию и моральный упадок, поразивший Ватикан в последние годы.
В Латинской Америке - не только восторг
В Латинской Америке своего Папу воспринимают в основном восторженно, но не без некоторых оговорок.
Мексиканская газета La Razón пишет, что в соборе Святого Петра произошел исторический сдвиг: географический центр католичества сместился. Европейская католическая церковь с нынешними уходами с должностей, скандалами с разграблением и педофилией уступила под натиском географии. Азия, Америка и Африка - мощные резервы католичества, и туда передвинулось папство, символически оставшись в Риме. В католической церкви вчера начался XXI век.
Жители Аргентины говорят: "Мы можем гордиться, что Папа - из наших земель, что наши страны представлены на таком высоком уровне. Теперь Церковь будет помнить о нас". Однако другие латиноамериканцы считают, что теперь аргентинцы могут чрезмерно возгордиться своей "богоизбранностью", замечает автор публикации в La Razón.
Наряду с этим внимание некоторых наблюдателей привлекает этап биографии Папы, связанный со временем правления в Аргентине военной хунты.
"Первый латиноамериканский Папа вызвал неоднозначную реакцию в регионе, от ликования и насмешливых комментариев до серьезных вопросов о его связях с бывшей аргентинской диктатурой и о его отношении к однополым союзам, получившим в последние годы одобрение в нескольких латиноамериканских государствах", - пишет The Christian Science Monitor.
В интервью австрийскому изданию Der Standard известный знаток католической церкви Хуберт Файхтльбауэр прокомментировал ситуацию с сомнительным прошлым понтифика и указал, каких изменений стоит ожидать после его интронизации.
"Я сильно удивился, когда узнал, что новый Папа - латиноамериканец, при этом не кандидат из Бразилии, столь любимый курией, а аргентинец, да еще и с темным пятном в биографии", - сказал эксперт.
Что касается сомнительного прошлого понтифика (Бергольо, как известно, обвиняют в сговоре с аргентинской хунтой, похитившей двух священников-иезуитов), тут эксперт советует не торопиться с выводами: "Вся эта история слишком запутанная". Сам Бергольо отрицает, что выдал священников. "Я же думаю, что эта тема неоднократно обсуждалась на конклаве и Бергольо смог убедить кардиналов в необоснованности обвинений", - считает специалист по Ватикану. Правда, вполне возможно, добавляет Файхтльбауэр, что он раскаялся в содеянном.
Новому Папе Римскому не избежать основательной реформы курии, в чем ему придется полагаться на помощь опытных в управленческих делах коллег. Конечно, ему понадобятся и новые люди. Вполне возможно, что Папа возьмет за правило постоянно советоваться с церковным функционерами со всего света. "Подобная широкомасштабная реформа курии автоматически привела бы к определенной децентрализации властных полномочий Папы и изменила бы многое в католическом мире", - заявил Файхтльбауэр.
"А вот в идейном плане - в вопросах сексуальной морали, абортов и контрацепции - каких-либо больших изменений при Франциске ожидать не стоит", - говорит эксперт, отмечая, что отношение Бергольо к гомосексуализму "вообще ужасно". Хотя, отмечает он, имеются свидетельства из его биографии, что к самим гомосексуалистам новый Папа относится не столь нетерпимо, как к явлению.
Лауреат Нобелевской премии мира 1980 года Адольфо Перес Эскивель решительно выступил в защиту нового Папы, сообщает El Mundo. "Некоторые епископы были сообщниками диктатуры, но Бергольо - нет", - сказал он.
"Поговаривают, что Бергольо в бытность главой конгрегации иезуитов слишком мало сделал, чтобы вызволить из тюрьмы двух священников. Но я по личному опыту знаю: многие епископы просили хунту освободить заключенных и священников, но получали отказ", - отметил Эскивель.
Нобелевский лауреат надеется, что теперь у Бергольо "хватит мужества, чтобы защитить интересы народа перед могущественными людьми, не повторяя ужасных ошибок, а также былых прегрешений Церкви".
Дать верующим ощутить, что Церковь - дом для всех
Итальянская газета La Repubblica взяла интервью у участника выборов Папы, викария Римской епархии кардинала Агостино Валлини, который сказал, что участники конклава "оценили решимость в осуждении грехов и недостойного поведения, а также любовь к молодым, бедным и самым обездоленным на Земле. Церковь жива".
"На нас произвела впечатление абсолютная простота и глубокая духовность человека, который чувствует любовь Господа и людей и живет по Евангелию. Он хочет служить Церкви в соответствии с ожиданиями времени. Папа Франциск особо отметил, что человеку необходима высокая духовность, и поэтому я уверен, что он оправдает ожидания", - сказал викарий.
Папа Франциск, считает Антонио Валлини, "даст почувствовать близость ко всем людям, потому что Церковь - дом для всех. Бедные и несчастные почувствуют, что их понимают и любят".