Губернатор Пензенской области Василий Бочкарев считает необходимым пересмотреть отношение общества к традиционным семейным ценностям и ввести для их сохранения новые институты.
"Без четкой ориентации наших граждан на семью и детей невозможно решить демографическую проблему в стране", - написал в четверг Бочкарев в своем блоге, сообщает "Интерфакс".
"Сотни лет существовало российское государство, в котором семейные отношения как-то регламентировались, например, "Домостроем", т.е. собранием полезных советов по сохранению и укреплению семьи в духе христианской морали. Так вот, сегодня у нас нет никакого домостроя, ни консервативного, ни прогрессивного. И, кажется, разрушен самый обычный нравственный кодекс, который во всех случаях является фундаментом кодекса правового. Его необходимо срочно воссоздать", - считает губернатор.
По его мнению, меры для возрождения традиционных устоев семьи, ее укрепления и развития необходимо принять на государственном уровне.
"Иными словами, нам надо всем начать воссоздавать самобытную российскую культуру семьи - некий "новый Домострой". И это относится к гражданам всех вероисповеданий. Главное, нравственность и религия тут должны идти рука об руку", - пишет Бочкарев.
Глава региона убежден, что "люди должны знать и понимать, как поступать в сложной семейной ситуации, как решить ту или иную семейную проблему".
"Чтобы восстановить в этой области нравственность, нужны и внешние жесткие меры, я даже думаю, может, нам стоит ввести полицию нравов на какое то время (...), глядишь, разводов, и особенно безответственных сожительств, стало бы меньше", - пишет Бочкарев.
"И, наконец, надо признать благосостояние нормальной (подчеркиваю, нормальной!) семьи главной целью развития экономики. Иначе не будет не только семьи, но и священной, неприкосновенной частной собственности, а с ними и сильного государства", - отметил губернатор.
"Домострой" - анонимный памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Книга наиболее известна в редакции середины XVI века на старославянском языке, приписываемой протопопу Сильвестру. "Домострой" написан живым языком, с частым использованием пословиц и поговорок.
По мнению исследователей, "Домострой" возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. Как считают ученые, текст книги появился в результате длительного коллективного труда на основе существовавших на момент написания литературных источников. "Домострой" почти сразу получил распространение среди новгородских бояр и купечества.
Исследователи прослеживают связь "Домостроя" с более ранними сборниками поучений и "слов", как славянских - "Измарагд", "Златоуст", "Златая цепь", так и западных - "Книга учения христианского" (Чехия), "Парижский хозяин" (Франция) и другими. Как полагают ученые, "Домострой" лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты.
В середине XVI века "Домострой" был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного - протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. Правда, некоторые исследователи считают именно Сильвестра автором "Домостроя".
Обновленная редакция "Домостроя" была составлена иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшим справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом - Карионом (Истомином) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий.
В XIX веке из-за одиозных описаний наказания жены "Домострой" широко цитировался в негативных тонах русскими разночинцами-публицистами, Николаем Бердяевым, а затем Владимиром Лениным.
В Сильвестровской версии "Домострой" состоит из 64 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям: - О строении духовном (Как веровати)
- О строении мирском (Как царя чтити)
- Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
- Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
- Кулинарная группа
- Послание и наказание ото отца к сыну
Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну - Анфиму.