Агафья Лыкова, отшельница из семьи староверов, в одиночестве живущая на заимке в горах Западного Саяна, передала в газету "Красноярский рабочий" письмо с просьбой о помощи. 68-летняя женщина пишет, что нуждается в помощнике по хозяйству, поскольку из-за возраста и болезней сама не справляется ни с домашними делами, ни с молитвами.
"Необходимо, надо человека помощьника, ведь есть добры то люди, миръ не без добрыхъ людей, - пишет Лыкова (орфография автора). - Со слезами и плачемъ прошу васъ, не оставте Христа ради, помиловать сироту в беде страждущюю. Ведь есть еще християны. Нужна помощь с дровами, по хозяйству с огородомъ, сено косить. А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо, болею круженнимъ. На груди права половина шишка виросла. Силъ никакихъ ни стало. Не знаю, как зиму дасъ Богъ прозимовать".
Отшельница вспоминает о том, как журналист "Комсомольской правды" Василий Песков "расписавъ борьба за выживаньня, да всякава вранья", и признает, что теперь действительно ведет в одиночестве борьбу "до последнива изнеможения" с хозяйством и голодом.
Пожилой женщине не под силу растопить большую печь, как это бывало в те времена, когда ее родные были живы и кто-то постоянно молился, а кто-то трудился по хозяйству. Теперь, пишет она, ни молитвенное правило не выполняется, ни житейское.
"Ведь в пятомъ году я вамъ писава, просива человека та помощьника и ничево ни дождалась, все письмы и прошение, вотче. Боле тридцати летъ упрашавать, посылат письмы и изо устно всехъ просива. В лонъской прошлой зиме кто были здесь, приезжали сюда. Все были на томъ, что человека надо, помощьника. Да и летомъ тоже было. И апеть никого ни дождалась. Так и сено, травы никошаны остались, сколь сама покосива, понудивась, здоровь совсемъ подарвалось", - жалуется Лыкова.
Агафья Лыкова просит не оставить ее в беде. Ее знакомый, Андрей Гришаков, рассказывал ей о большом мире, и она надеется, что кто-то откликнется на ее просьбу. "Где-то, говоривъ, много християнъ живутъ, милионы мира людей на Земли живутъ, и сироте нетъ помощьника", - жалуется отшельница.
Она напоминает о завещании своего отца, который желал, чтобы ей в помощь нашелся добрый человек, и говорит, что ее отец, мать, братья и сестры, родня до седьмого колена ждут от нее заупокойной молитвы. "Я же последня у нихъ оставась", - объясняет Лыкова.
Желающего пожить на заимке, уверена Агафья Лыкова, сможет доставить на место ее друг, кемеровский губернатор Аман Тулеев, "пока онъ еще при власти".
Редакция "Красноярского рабочего" уточняет, что требуется надежный морально и крепкий физически человек, желательно единоверец, который смог бы жить в тайге с ранней весны до осени. Кроме того, журналисты готовы передать Агафье Лыковой пожертвования - семена, ткань, необходимые в тайге бытовые предметы, желательно "без этикеток, штрих-кодов и инструкций".
Агафья Лыкова, последняя из семьи староверов, ушедших в тайгу еще в 1930-е годы, неоднократно обращалась к властям за помощью, однако неизменно отказывалась покидать свою заимку, как ей предлагали представители Старообрядческой церкви. В 2009 году с отшельницей жила помощница по хозяйству, однако женщине пришлось покинуть заимку по требованию медиков. В настоящее время единственным, с кем Агафья Лыкова регулярно общается, остается одноногий старик Ерофей Созонтович, на склоне лет ушедший в тайгу "искать Бога".
Семья отшельников-староверов Лыковых жила в изоляции с 1937 года, десятилетиями скрываясь от людей. В 1978 году ее нашли советские геологи. Тогда семья состояла из пяти человек: главы семейства Карпа Иосифовича, двух его сыновей и двух дочерей, в том числе 34-летней Агафьи. О семье Лыковых активно писала в те годы пресса, эта история вызвала огромные резонанс.
В 1981 году один за другим умерли трое из детей Лыковых, а в 1988 году ушел из жизни Карп Иосифович, и Агафья Карповна осталась одна. В 1990-е годы заимка Лыковых оказалась на территории новообразованного заповедника "Хакасский".
Губернатор соседнего региона - Кузбасса - Аман Тулеев впервые побывал в гостях у Лыковой осенью 1997 года, с тех пор они ведут переписку. Тулеев направляет отшельнице по ее просьбе продукты и предметы первой необходимости.