В Москве, в Израильском культурном центре при посольстве Израиля в РФ, состоялся круглый стол на тему "Законы и заповеди – наука и традиция"
Благовест-инфо
В Москве, в Израильском культурном центре при посольстве Израиля в РФ, состоялся круглый стол на тему "Законы и заповеди – наука и традиция"
 
 
 
В Москве, в Израильском культурном центре при посольстве Израиля в РФ, состоялся круглый стол на тему "Законы и заповеди – наука и традиция"
Благовест-инфо

Круглый стол на тему "Законы и заповеди – наука и традиция" состоялся накануне Москве, в Израильском культурном центре (ИКЦ) при посольстве Израиля в РФ. Как сообщает "Благовест-инфо", ведущие физики из академических институтов России и Израиля, а также философы, экологи, художник и раввин обсуждали проблемы взаимоотношения веры и науки, восприятия библейских чудес с точки зрения современной науки, говорили о месте Десяти заповедей в развитии человечества. Организаторами круглого стола выступили ИКЦ, фонд "Успехи физики", учрежденный лауреатом Нобелевской премии академиком Виталием Гинзбургом, и фонд КЭИ (Космос, Энергия, Информация). Желанными участниками круглого стола стали профессора Александр Городницкий и Александр Мирзоян, широко известные также как классики бардовской песни.

Поскольку семинар был приурочен к еврейскому празднику Шавуот (праздник дарования Торы на горе Синай), первое слово получил раввин Михаил Рохлин, преподаватель иудаизма и еврейской истории – он рассказал о празднике, который "для евреев носит центральный характер". Связывая Шавуот с темой семинара, М. Рохлин отметил, что в форме и содержании Синайского откровения была заложена интенция познания. Однако очевидно также, что в дни Шавуот, когда дарование Пятикнижия переживается каждый раз заново, праздник провоцирует не только интеллектуальный поиск, но и внутренние поиски в области человеческого "нутра" – душевное очищение.

Побуждая участников круглого стола к дискуссии, директор ИКЦ Карми Эльберт показал фрагмент из кинотрилогии "Матрица" и зачитал абзац из книги Дж. Брауна "Ангелы и демоны". Содержание обоих отрывков касалось сложных взаимоотношений науки и веры и разрушительной потенции неодухотворенного разума. К. Эльберт предложил участникам ряд вопросов для обсуждения: можно ли "засунуть в пробирку" библейские чудеса, рассматривая их с научной точки зрения? может ли ученый быть религиозным и почему ответ утвердителен почти везде, кроме современной России? есть ли мораль в научном познании и как определить ее критерии?

Наука способна на любые преступления, если ученые не руководствуются нравственными – т.е. религиозными – началами, считает физик-теоретик, профессор Борис Болотовский. Подробно рассказав о тех ситуациях в жизни Альберта Эйнштейна, когда ему приходилось делать нравственный выбор, выступавший обратил внимание на то, что великий физик получил в детстве иудейское религиозное воспитание, которое повлияло на все его поведение. "Истинно нравственное поведение все равно вытекает из заповедей, а истинное научное познание невозможно без этих заповедей", – подытожил ученый.

Лев Утевский – специалист в области химии полимеров, многие годы работающий в Израиле, а также член иудейской общины консервативного толка – заверил собравшихся, что не видит "неразрешимого противоречия" между наукой и религией и предложил говорить о разнице религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Привлекая данные этнологии, истории и даже этологии (науки о поведении животных), Л. Утевский утверждал, что в разных формах Божье Откровение существовало и до Синая. По его словам, религиозное мышление играет ведущую роль в формировании любого народа – не только иудейского, а заповеди являются "естественными", утверждая в обществе этические начала в противовес культу силы и алчности.

По словам Александра Городницкого, в своей семье он – "какой-то вывих", т.к. и его предки, и потомки непосредственно связаны с еврейской религиозной традицией. Однако это не мешает А. Городницкому – специалисту в области магнитного поля и энергетических источников нашей планеты – обратить самое пристальное научное внимание на библейские чудеса. Ученый доказывает, что в основе рассказов о гибели Содома и Гоморры, о казнях египетских, о Фаворском свете и т.д лежат природные явления, катаклизмы и физические эффекты – все они имеют прецеденты и описаны учеными. Городницкий делится своими открытиями с широкой аудиторией, участвуя в научно-популярном сериале на канале "Культура". Однако физик убежден, что это не имеет отношения к кощунству, к "безнравственному встряхиванию в пробирке", в чем его зачастую обвиняют. Наоборот, чем глубже научный поиск, тем очевидней ощущение, что пределы разума не безграничны. Размышляя об эволюции человеческого познания, А. Городницкий припомнил ответ Лапласа Бонапарту: "Для моей модели познания Бог не нужен". Прошло два века, и кажется, что в научном мире неотвратимо наступает время осознания того, что "для модели познания Бог все-таки нужен". Это же профессор-физик Городницкий может отнести и к себе.

Религия без науки не полна, так же как не полна наука без религии – в этом афоризме Александр Мирзоян соединил две области познания, прежде считавшиеся непоправимо враждебными. Будучи сотрудником Института теоретической и экспериментальной физики, он утверждал, что все крупные ученые в этой области "имели отношение к религиозным исканиям". Так происходит во всем мире, и советские ученые в этом смысле – не исключение, просто "эти мысли не могли выходить наружу". Сам А. Мирзоян также поделился с коллегами обнаруженным "чудом" – единый "октавный" (восьмеричный) методологический принцип можно обнаружить в основе физики, химии, биологии, генетики, а также поэзии, музыки и т.д. Об этих "рифмующихся свойствах" разных областей познания и творчества свидетельствует не только наука, но и каббала, и древнекитайская мудрость. Основы же заложены в Библии, считает Мирзоян, и наука должна подойти к ее изучению "программно": те "колоссальные вещи, которые за всем этим стоят, мы уже не только нащупали, но и можем схематически себе представить".

Высказанные суждения оживленно обсуждались и другими участниками семинара. Многие ученые свидетельствовали о своих религиозных исканиях, о том, что сам процесс научных исследований неизбежно приводил их к идее Творца. "Интеллектуальная составляющая яростного материализма позволяет сейчас иначе посмотреть на проблему взаимоотношения религии и науки", – считает представитель КЭИ-фонда, физик Олег Пивоваров.

К проведению семинара в залах была развернута выставка графики упомянутого выше химика Льва Утевского. По словам одного из участников семинара, эти работы, посвященные библейским сюжетам, "иллюстрируют звук" – они представляют буквенное изображение слов на иврите, в которых форма букв, их цвет представляют собой поясняющие художественные иллюстрации к Танаху.