Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в ходе заседания верхней палаты российского парламента в среду предложила создать на федеральном уровне орган, который занимался бы делами национальностей и религиозных объединений.
"В России обязательно нужен комитет по делам национальностей и религиозных объединений, потому что та структура в лице Минрегиона, которая существует, там все перемешано - кони, люди, там и Госстрой, там и национальные вопросы, и национальная политика, - не способна отвечать за выработку национальной политики, выработку рекомендаций для органов власти всех уровней в вопросах межнациональной политики", - приводит слова Матвиенко портал "Интерфакс-Религия".
Она уверена, что та ситуация, которая сегодня складывается, приведет в конечном итоге к пересмотру позиции правительства, которое не разделяет мнения о необходимости создания отдельного ведомства по этим вопросам.
"Пусть это будет комитет, но должны быть специалисты, эксперты высочайшего уровня, потому что это очень тонкая материя. И эти эксперты могли бы анализировать, вырабатывать рекомендации, политику и предметно заниматься этими проблемами", - подчеркнула Валентина Матвиенко.
Отметим, что в СССР существовал государственный орган, занимавшийся, правда, исключительно делами религиозных организаций и называвшийся "Совет по делам религий при Совете министров СССР". Сферой его деятельности был контроль за религиозными организациями Советского Союза.
Он был создан в 1965 году в результате объединения двух советов - Совета по делам Русской православной церкви, образованного в 1943 году, и Совета по делам религиозных культов, образованного в 1944 году. Совету вменялось в обязанность всемерно способствовать изживанию религиозности среди населения, "угасанию религиозных пережитков", сокращению числа религиозных организаций.
Совет являлся центральным государственным органом по делам религий. В союзных республиках имелись свои Советы по делам религий, а в краях, областях и крупных городах СССР имелись уполномоченные Совета со своим аппаратом, которые контролировали религиозную жизнь на местах.
Чтобы понять, насколько была сильна власть Совета по делам религий и его уполномоченных, можно привести такой пример: каждый священнослужитель при назначении в ту или иную общину должен был получить так называемую регистрацию - документ, свидетельствующий, что священнослужитель зарегистрирован в этом качестве в конкретной общине. Без этого документа не мог исполнять свои обязанности ни один официальный священнослужитель в СССР. Лишение регистрации означало для священнослужителя потерю работы и средств к существованию.
Это был мощный инструмент давления, которым пользовались как уполномоченные Совета, так и сотрудники КГБ для подчинения себе подведомственного им духовенства. С Советом согласовывали свои действия все, начиная от Патриарха, который привозил на утверждение в Совет протоколы заседаний Синода, до настоятеля приходской церкви, просившего разрешение на колокольный звон или церковную процессию.
Совет по делам религий формально подчинялся Совету министров СССР, но выполнял непосредственные указания, поступавшие от идеологического отдела ЦК КПСС. Деятельность Совета осуществлялась в непосредственном контакте с КГБ СССР, точнее, с управлением "Зет", занимавшимся борьбой с идеологическими диверсиями. В 1991 году, после распада СССР, Совет по делам религий прекратил свое существование.
Напомним, что в 2005 году прежний предстоятель РПЦ, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, на встрече со священнослужителями, прослушавшими курсы повышения квалификации в Российской академии государственной службы при президенте РФ, выступил против восстановления Совета по делам религий.
"Сегодня, если нужно, мы встречаемся с президентом, разговариваем по телефону с любыми министрами, а Совет по религии возьмет эти функции на себя и никого не будет пускать", - заявил патриарх.
При этом Алексий II выразил убеждение, что за последние годы между Церковью и государством сложились новые отношения, "которых не было в истории". По его словам, сегодня государство не вмешивается во внутреннюю жизнь Церкви, а Церковь - в политическую жизнь государства.
Между тем в некоторых субъектах Российской Федерации Совет по делам религий существует и сегодня. Так, например, в 2008 году указом президента Республики Татарстан существовавший там Совет по делам религий при Кабинете министров РТ был преобразован в Управление по делам религий. Таким образом, структура вернула себе полномочия государственного органа. Задачами Управления стала работа по религиоведческой экспертизе учебных материалов и планов духовных учебных заведений республики, а также деятельность Комиссии по государственно-конфессиональным отношениям.
Преобразование из совета в управление прокомментировал тогда профессор Казанского филиала Российской академии правосудия Айдар Хабутдинов, подчеркнувший, что безусловным плюсом в произошедшем является то, что структура вернула себе статус исполнительного органа государственной власти, который ранее им был утерян, и некоторое время Совет имел юридический статус неправительственной некоммерческой организации.