Далай-лама, человек, имеющий наибольшее влияние на народ Тибета, заявил, что бессилен остановить кровопролитие, в которое вылились антикитайские акции протеста на его родине
library.eb.com
Далай-лама, человек, имеющий наибольшее влияние на народ Тибета, заявил, что бессилен остановить кровопролитие, в которое вылились антикитайские акции протеста на его родине
 
 
 
Далай-лама, человек, имеющий наибольшее влияние на народ Тибета, заявил, что бессилен остановить кровопролитие, в которое вылились антикитайские акции протеста на его родине
library.eb.com

Далай-лама, человек, имеющий наибольшее влияние на народ Тибета, заявил, что бессилен остановить кровопролитие, в которое вылились антикитайские акции протеста на его родине, откуда он бежал почти полвека тому назад. Об этом буддийский лидер говорил на пресс-конференции, состоявшейся накануне в его резиденции в Дхармасале, на севере Индии.

"Вчера мне позвонили из Тибета со словами: "Пожалуйста, не пытайтесь остановить эти акции протеста", – приводит сегодня газета The Wall Street Journal (полный текст на сайте InoPressa.ru) слова 72-летнего духовного лидера буддистов, изложившего содержание телефонного разговора, который состоялся вчера в храме неподалеку от его дома. "Я считаю себя слугой людей. Я не хочу говорить: "Делайте то-то и то-то", - подчеркнул Далай-лама.

На продолжавшейся больше часа пресс-конференции для иностранных журналистов, во время которой глубокая озабоченность перемежалась шутками, Далай-лама очертил контуры стоящей перед ним дилеммы. Он оказался зажат между протестующими тибетцами и теми, кто пытается подавить их протест, причем в любой момент к восставшим могут быть применены суровые меры.

Он не высказался против новых акций мирного протеста, даже если они приведут к новым стычкам. Между тем эти выступления разбили вдребезги надежду, что китайское правительство и Далай-лама в скором времени смогут договориться об условиях, которые позволили бы десяткам тысяч изгнанных тибетцев вернуться на родину. Сложившаяся ситуация подчеркивает, что движение за освобождение Тибета начало жить собственной, отдельной жизнью во многих городах и странах. Пекин же по-прежнему возлагает вину за восстание на лидера, который с давних пор выступает за сближение.

"Да, я чувствую себя действительно бессильным, – сказал Далай-лама и добавил: – Мне очень грустно. Я очень переживаю".

Лидер буддистов, которому в 1989 году присудили Нобелевскую премию мира, пытается привести протестующих и правительство Китая к компромиссу. Когда 10 марта, в 49-ю годовщину подавления восстания в Тибете, начались выступления, он обратился к тибетцам с просьбой не прибегать к насилию. При этом он, несмотря на недавние беспорядки, не отказался от перспективы продолжения диалога с правительством Китая по вопросу о расширении автономии Тибета. Далай-лама заявил, что по-прежнему поддерживает идею проведения Олимпиады-2008 в Пекине – хотя многие члены тибетской общины призвали объявить играм бойкот.

Пресс-секретарь Далай-ламы Тензин Такла сообщил вчера журналистам, что в ходе стычек в районе столицы Тибета Лхасы погибли по меньшей мере 80 человек. По его словам, 26 тел видели у здания местной тюрьмы, но что послужило причиной этих и других смертей, неизвестно. Остаются неустановленными и личности жертв.

В субботу правительство Китая выступило с ультиматумом: "правонарушители" должны сдаться до полуночи понедельника. Тем, кто придет с повинной, обещано снисхождение, а тем, кто этого не сделает, – привлечение к ответственности.

По прямым улицам Дхармсалы, этого сердца сообщества тибетцев в изгнании, вчера прокатывались волны демонстраций. В толпе были и монахи в одеяниях малинового цвета, и студенты, и люди старшего поколения. Они поднимали флаги с эмблемой "Свободу Тибету!" и скандировали: "Прекратите убийства! Мы требуем справедливости". Десятки людей расположились у главного городского храма, чтобы провести голодовку. В поддержку демонстрантов Тибета было проведено и несколько "свечных бдений".

Все это делалось в связи с демонстрациями, которые в последние дни проходят в Тибете и еще как минимум в двух китайских провинциях. Там монахи и этнические тибетцы выступают под тибетскими флагами и несут портреты Далай-ламы (и то и другое в Китае официально запрещено).

Перед встречей с журналистами Далай-лама присутствовал на молении. Чтобы принять в нем участие, в храм стекались сотни тибетских монахов и монахинь, а также затесавшиеся среди них туристы. Вскоре, с улыбкой на лице и слегка сгорбленный, появился и сам духовный лидер – он помахал собравшимся рукой. После вознесения буддистской молитвы Далай-лама переместился в уставленную свечами комнату, где его ждали журналисты.

"Я не подготовил никакого заявления, мне нечего сказать", – начал Далай-лама, после чего ему больше часа задавали вопросы. За это время он успел высказать несколько пространных соображений по поводу китайского господства в Тибете в последние 5 лет.

Далай-лама сказал, что нынешние столкновения приурочены к другим выступлениям за свободу, которые были подавлены китайским правительством почти 50 лет назад. В марте 1959 года, после восстания, жертвами которого стали тысячи людей, Далай-лама и еще около 80 тыс. тибетцев бежали в Индию. "Военные полны решимости раздавить движение тибетцев, – сказал он вчера. – А тибетцы полны решимости оказать им сопротивление".

С тех пор тибетское правительство Далай-ламы в изгнании пытается привлечь на свою сторону международную поддержку, чтобы заставить правительство Китая пойти на переговоры и попытаться добиться расширения автономии для живущих в этой стране тибетцев. За последние годы Далай-лама удостоился признания от правительств нескольких стран. Так, в прошлом году США вручили ему Медаль славы Конгресса, чем сильно разозлили Китай.

Впрочем, Далай-лама не требует признания независимости Тибета. Он говорит, что Тибету могла бы пригодиться помощь Китая в модернизации экономики – при условии сохранения культуры и языка тибетцев. Далай-лама хочет, чтобы власти Китая расширили тибетский "автономный регион" за счет включения в его состав других тибетских территорий в соседних провинциях страны. В таком случае они оказались бы в единой географической зоне.

"Мы не стремимся к отделению, это всем известно – всем, кроме Пекина, может быть", – сказал он, и все засмеялись.

Действительно, во время переговоров, шесть раундов которых прошли в 2002-2007 годы, позиция Далай-ламы не помогла ему преодолеть расхождения с китайцами. Посланники правительства Китая и Далай-лама не преуспели ни в определении статуса Тибета по отношению к Китаю (например, является ли он исторической частью данной страны), ни в расширении автономии Тибета под властью китайского правительства. Из-за этой неудачи вкупе с кровопролитием многие тибетцы начали выступать за полное отделение.

"Если судить по предпринимаемым китайцами шагам, нам кажется, что на самом деле они не нацелены на достижение мира", – говорит Пема Вангьял, президент регионального отделения Тибетского молодежного конгресса в индийском штате Орисса.

Вангьял, который в составе группы из 12 человек принял участие в мотопробеге до Дхармсалы в поддержку восставших, добавил: "По нашему мнению, завоевание полной свободы – единственный способ обеспечить нашу безопасность и защитить нашу религию".

Правительство Китая вкладывает в развитие Тибета миллиарды долларов. В частности, строится новая скоростная железная дорога. Тибетцы жалуются, что вместе с инвестициями на их территорию приходит все больше китайцев, которые оказывают влияние на их язык и культуру. Далай-лама заявил, что китайскому правительству еще только предстоит осознать источник негодования, из-за которого возникают акции протеста.

"Проблема существует – признает ее китайское правительство или не признает, – сказал он. – Народ с древней культурой и богатым культурным наследием находится в серьезной опасности".