Раймонд Ибрахим считает, что египтянам чужды арабизм и фундаментализм
meforum.org
Раймонд Ибрахим считает, что египтянам чужды арабизм и фундаментализм
 
 
 
Раймонд Ибрахим считает, что египтянам чужды арабизм и фундаментализм
meforum.org

Портал Pajamasmedia опубликовал высказывания известного исламоведа египетского происхождения, руководителя Middle East Forum Раймонда Ибрахима относительно сущности конфликтов в Египте и перспектив развития сложившегося в стране кризиса, сообщает "Седмица.ru".

Чтобы понять суть происходящего сегодня, необходимо проследить суть революционных движений в истории Египта, считает аналитик.

После "Июльской революции" 1952 года впервые за последнее тысячелетие во главе Египта встал человек, рожденный на его территории, - Гамаль Абдель Насер, ибо после свержения последнего фараона Египет управлялся персами, греками, римлянами, византийцами, арабами, турками и англичанами. Насер пришел к власти во времена господства идеи панарабизма - арабского национализма, согласно которой все арабоговорящие народы от Марокко до Ирака должны объединиться.

На подъеме идей панарабизма вместе с Насером к власти пришли также Муаммар Каддафи в Ливии, Хафиз Асад в Сирии и Саддам Хусейн в Ираке.

С революцией в Египет пришла и арабизация, об этом говорит прежде всего смена названия государства: Республика Египет стала Арабской республикой Египет. Если до 1952 года еще можно было говорить о некой "египетской самобытности", то после "национальной" революции последние остатки чего бы то ни было "египетского" были уничтожены панарабизмом и последовавшей за ним исламизацией.

С этого момента была заложена основа для создания преимущественно исламского государства. Как сказал египтолог Вассим аль-Сисси, революция "стерла какие-либо признаки "египетской" идентичности, которой были присущи миролюбие и свобода. Революция создала нацию рабов".

Многие египтяне, пережившие революцию 1952 года и иммигрировавшие после этого в США, до сих пор с сожалением вспоминают, каким был Египет в те времена. Он не имел ничего общего с тем, что происходит в стране сейчас. По рассказам стариков, во времена правления британцев было больше свободы и страна была светской. Женщины практически не носили хиджабов, а Александрия была похожа на "мини-Европу".

В самом деле, если посмотреть на фото Египта 1940-х и сравнить их с панорамами современного Египта, можно предположить, что первые были сделаны в Европе, а последние в Аравии.

Египтяне считали себя прежде всего египтянами. И ни один египтянин не называл себя арабом, это слово ассоциировалось для них прежде всего с бедуинами. Они говорили на арабском, но арабами себя не считали, как негры, говорящие на английском, не считают себя англичанами.

В последние десятилетия, предшествовавшие революции, в стране даже были популярны "фараонистские" движения, которые пропагандировали единые египетские гражданские ценности. Одним из руководителей подобных движений был известный египетский мыслитель и литератор Таха Хусейн.

Сегодня, когда Египет сотрясается новыми революционными веяниями, ему грозит внедрение еще более чужеродной сущности. Если революция 1952 года способствовала арабизации Египта, то выступившее сегодня на первые роли исламистское общество "Братья-мусульмане" на пути исламизации может увести страну еще дальше от ее корней.

В то время как арабские националисты еще защищали остатки египетской идентичности, "Братья-мусульмане" со дня своего основания в 1928 году пропагандировали салафитскую ветвь ислама, которая была абсолютна чужда Египту.

К примеру, в отличие от египетских арабских националистов, которые еще гордились богатым историческим наследием своей страны, современные египетские салафиты безумно отвергают и осуждают его, называя египтян эпохи фараонов неверными. Более того, они даже пытаются уничтожать бесценные сокровища древности: об этом можно судить в связи с недавними атаками на музеи Египта.

"Будучи рожден в Америке, я часто стал бывать в Египте начиная с 1974 года. И если мои родители были свидетелями арабизации Египта, то я сейчас являюсь свидетелем его активной исламизации. По собственным наблюдениям могу сказать, что далеко не все сейчас разделяют идеологию "Братьев-мусульман", хоть и большинство", - говорит Раймонд Ибрахим. По его словам, прежде всего, существующее в стране меньшинство - копты-христиане - не заинтересовано в том, чтобы "Братья-мусульмане" пришли к власти, кроме того в обществе немало и иных сторонников секулярного государства.

Люди в Египте выходят на улицы прежде всего для того, чтобы потребовать обеспечения их рабочими местами и продовольствием, а не исполнения законов шариата (который, кстати, является основным источником законодательства в конституции Египта).

Однако "Братья-мусульмане" имеют шанс занять лидирующие позиции во власти, поскольку многие мусульмане привыкли доверять им, даже не вникая в суть идеологических воззрений движения. Ведь известно, что знаменитая стратегия "Хамаса" - располагать к себе людей путем удовлетворения их основных потребностей - была заимствована у "Братьев-мусульман".

Таким образом, когда Египет охватывают потрясения, египтяне прежде всего должны задуматься над тем, кем они себя считают, чтобы определить, кем они могут стать. Будущее Египта начнется тогда, когда египтяне поймут, что они египтяне, а не арабы и исламские фундаменталисты, считает Раймонд Ибрахим.

"Это не значит, что египтяне должны возродить язык фараонов, одеваться как Имхотеп и обожествлять кошек. Как говорил Таха Хусейн и другие, должна возродиться египетская самобытность, идентичность, в рамках которой смогут трудиться сыны и дочери нации на благо отечества, освободившись от мертвого груза зарубежного арабизма и фундаментализма", - отмечает исследователь.