Российские и зарубежные СМИ продолжают сегодня комментировать состоявшееся накануне в Москве подписание Акта о каноническом общении двух ветвей Русской православной церкви.
НГ: Почему воссоединение Русской церкви состоялось именно сейчас?
Единство Русской православной церкви было достигнуто вчера ровно в 10 часов утра, когда Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении. После этого Патриарх Алексий II возглавил божественную литургию, ему сослужили митрополит Лавр и другие архиереи Русской православной церкви Московского Патриархата (РПЦ МП) и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ).
Для того чтобы осознать сакральный смысл всего происходившего в храме Христа Спасителя 17 мая, нужно немного коснуться истории. Почему воссоединение Русской церкви состоялось именно сейчас? Такой вопрос ставится в сегодняшней публикации "Независимой газеты".
Попытки "собрать" ее предпринимались и в советское время. Московский Патриархат неоднократно (в 1945, 1974 и 1988 годах) обращался к Зарубежной церкви с призывом к единству. Не добиваясь ответа, РПЦ МП порой предпринимала резкие шаги, обвиняя РПЦЗ в раскольничестве, в изоляции от всего православного мира. В ответ "зарубежники" продолжали анафематствовать РПЦ МП.
Когда советский период истории России завершился, казалось бы, все политические препятствия для восстановления единства Русской православной церкви были сняты. Однако в РПЦЗ продолжали не признавать Московский Патриархат. В 1990 году Архиерейский Собор РПЦЗ в Джорданвилле (США) принял решение о создании на территории СССР епархий и приходов Зарубежной Церкви, параллельных церковным структурам РПЦ МП (согласно подписанному вчера Акту духовенство этих епархий в течение пяти лет должно будет перейти в подчинение местным епископам РПЦ МП). В 2003 году Патриарх Алексий II обратился ко всей русской православной эмиграции с посланием, предложив объединить в одну церковную структуру "все епархии, общины и монастыри русского происхождения и традиции". В том же году президент Владимир Путин встретился с митрополитом Лавром в Нью-Йорке и передал ему приглашение Алексия II посетить Россию.
Именно нью-йоркская встреча и последующий визит митрополита Лавра в Москву в мае 2004 года сыграли определяющую роль в деле примирения двух "ветвей" русского православия. Зарубежные архиереи, узрев воочию главу российского государства, убедились в том, что светская власть больше не является гонителем Церкви. Путин стал "гарантом" начавшихся в 2004 году переговоров по объединению РПЦЗ и РПЦ МП. Быть может, значительную роль сыграло и то обстоятельство, что сам президент является православным верующим.
Поэтому присутствие президента на торжественном подписании Акта о каноническом общении и первой совместной литургии иерархов РПЦ МП и РПЦЗ вполне закономерно. Можно сказать, что политический имидж "объединителя Церкви" Владимиру Путину уже обеспечен. Подобным образом в исторической памяти царь Алексей Михайлович связан с церковными реформами Патриарха Никона, а Николай I – с попыткой объединить православных с греко-католиками (униатами).
Перед "воссоединением государственного значения" оказались несущественными такие "мелочи", как участие РПЦ МП в работе Всемирного совета Церквей. IV Всезарубежный Собор 2006 года фактически призвал РПЦ МП выйти из экуменического движения, объединяющего различные христианские конфессии. Однако в Московском Патриархате на такие уступки не пошли, намекая на то, что это ослабит позиции РПЦ в христианском мире и закрепит место лидера за Константинопольским Патриархатом, который активно участвует в экуменическом движении. Вопрос об экуменизме так и не был однозначно решен в ходе работы совместных комиссий, однако и в РПЦ МП, и в РПЦЗ заявили, что будут "продолжать дискуссии". Пока же на неопределенное время после подписания Акта о каноническом общении единая Русская Православная Церковь оказалась в положении "кентавра" по отношению к экуменическому движению, когда одна ее часть готова общаться с католиками и протестантами, а другая – нет.
Русская православная церковь заграницей
Русская православная церковь заграницей (РПЦЗ) объединяет около 500 тыс. последователей более чем в 30 странах мира. Наибольшее их количество проживает в США, Германии, Канаде, Австралии и Франции. Всего 454 прихода, объединенных в 16 епархий.
РПЦЗ не участвует в межцерковном экуменическом движении, не является членом Всемирного совета Церквей.
Раскол в Русской православной церкви и его преодоление
1921 – образование Карловацкого Синода. 1927 – декларация заместителя местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности советской власти. РПЦЗ отказывается признать ее. 1943 – Поместный Собор РПЦ МП. Избрание Патриархом митрополита Сергия. 1945, 1974, 1988 – РПЦ МП обращается к РПЦЗ с призывами признать его. 1990 – решение РПЦЗ об открытии "параллельных" епархий в России. 1995 – первая совместная комиссия РПЦ МП и РПЦЗ. 2001 – избрание главой РПЦЗ митрополита Лавра (Шкурлы), сторонника воссоединения с Московским Патриархатом. 2003 – встреча Владимира Путина с митрополитом Лавром. Обращение Патриарха Алексия II к русской эмиграции. 2004 – первый визит митрополита Лавра в Москву. 2006 – IV Всезарубежный Собор одобряет Акт о каноническом общении, но просит РПЦ МП выйти из Всемирного совета Церквей. 2007 – подписание Акта о каноническом общении. Восстановление единства Русской Православной Церкви.
Time: Благодаря воссоединению Русской православной церкви Путин усиливает роль России в мировом православии
Революция и цареубийство, конфронтация между коммунистическим режимом и капитализмом, почти век взаимных резких выпадов и ненависти – все это способствовало расколу в Русской православной церкви на две ветви. Но 17 мая в Москве расколу был официально положен конец, отмечает сегодня, отмечает сегодня американский журнал Time (полный текст на сайте Inopressa.ru).
Тысячи людей, исповедующих русскую православную веру, – в том числе несколько сотен, прибывших из Нью-Йорка, – стояли в очереди под проливным дождем, чтобы попасть в московский храм Христа-Спасителя. Там они стали свидетелями возобновления "канонического общения" Московского Патриархата, или Русской православной церкви (РПЦ), объединяющей, по ее собственным оценкам, более 70 млн верующих, и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) с центром в Нью-Йорке, которая, как считается, включает 1,5 млн прихожан. Многие священники и миряне прослезились в этот час, когда закончился 86-летний раскол, вызванный большевистской революцией 1917 года и последующими событиями: убийством смещенного с престола царя, вынужденной эмиграцией сотен тысяч русских, потерпевших поражение в Гражданской войне. Безусловно, пышный обряд был проникнут благочестием и глубоко прочувствован, но в то же самое время воссоединение Церквей имеет политический резонанс, поскольку Русская православная церковь все чаще становится символом и проекцией идей русского национализма.
Симптоматично, что глава РПЦ Патриарх Алексий начал свою речь не с благодарности Господу Богу, а с теплых слов о российском президенте Владимире Путине. Патриарх подчеркнул, что воссоединение могло произойти лишь благодаря тому, что РПЦЗ видит в Путине настоящего православного русского человека. Путин в своей ответной речи отметил, что воссоединение церквей – событие поистине всенародного значения.
Национализм, опирающийся на православие, проявляется в качестве основного идеологического ресурса режима Путина. Торжественный обряд, состоявшийся 17 мая, увенчал четырехлетние, с сентября 2003 года, усилия Путина помочь Московскому Патриархату в поглощении им своей соперницы – американской родственницы – и превратить новую всемирную Церковь в главное идеологическое ответвление государства и ценный инструмент внешней политики. На своей февральской пресс-конференции Путин приравнял "традиционные конфессии" России по значимости к ее ядерному щиту, заявив, что и первые, и второй являются элементами, укрепляющими российскую государственность и создающими необходимые предпосылки для внешней и внутренней безопасности страны. Профессор Сергей Филатов, один из ведущих специалистов по вопросам религии в России, отмечает, что под "традиционными конфессиями" власть эвфемистически подразумевает Русскую православную церковь.
РПЦ занимает все более заметное место в жизни общества и увереннее заявляет о себе, меж тем как отделение Церкви от государства выражено не слишком сильно. Московский городской суд и Генеральная прокуратура имеют в своих административных зданиях православные часовни. Только православные священнослужители имеют право духовно окормлять верующих в вооруженных силах. В некоторых регионах преподавание основ православия включено в школьную программу, а ученики прислуживают в церквах. Когда православные фундаменталисты разгромили художественную выставку в Московском центре имени Андрея Сахарова, расценив ее как "оскорбление основной религии нашей страны", московский суд признал руководителей Центра виновными в оскорблении чувств верующих и оштрафовал каждого на 3500 долларов. РПЦ добилась внесения цензурных изменений в оперу на сюжет знаменитой сказки поэта Александра Пушкина, так что из оперы исчез главный герой – священник. Во время визита в православный монастырь в январе 2004 года Путин отметил, что, хотя церковь, разумеется, отделена от государства, в душе народа они вместе. Усиление Церкви, являющееся проявлением неприкрытого презрения к секулярным принципам Конституции, может лишь усилить раскол в России – стране многонациональной и многоконфессиональной.
Американский клир РПЦЗ уверяет, что сохраняет административную независимость и право распоряжаться своими приходами, хотя и признает своим главой Московский Патриархат. По оценке Филатова, у РПЦЗ "столько же независимости, сколько ее имели восточноевропейские "страны народной демократии" в социалистическом лагере". Что реально повлечет за собой новый союз, станет ясно, например, в Святой земле, где у РПЦЗ есть свои культовые сооружения, по поводу права собственности на которые она уже имела в прошлом стычки с Московским Патриархатом. К примеру, в 1997 году Ясир Арафат принудительно передал РПЦ единственную христианскую церковь в Хевроне, принадлежавшую РПЦЗ. (На месте этой церкви, как гласит Библия, Аврааму явились три ангела). Зарубежная церковь все еще сохраняет за собой одну из самых известных церквей в Иерусалиме – храм св. Марии Магдалины с семью золотыми куполами-луковками и псевдорусским фасадом, который высится на склонах Масличной горы чуть выше Гефсиманского сада. РПЦЗ также принадлежат монастырь на вершине горы Олив, другой монастырь, основанный в III в. отшельником в пустынном районе Иудеи, а также церкви в Иерихоне и на реке Иордан. Согласно "Акту о каноническом общении", административное подчинение этих объектов не изменится. Но некоторые наблюдатели воспринимают такие заверения скептически.
Благодаря воссоединению Русской православной церкви Путин усиливает роль России в мировом православии. Традиционно главенство среди православных Церквей мира принадлежит Константинопольскому Патриархату, но он является лишь "первым среди равных". Его статус нельзя сравнивать с верховной властью Ватикана над Римско-католической церковью в мире. Православными являются Церкви Греции, Кипра, Украины, Белоруссии и нескольких балканских государств, а также Грузии, Армении и Молдовы. Русская православная церковь исторически всегда настаивала на своем ведущем положении среди всех этих национальных Церквей и, по-видимому, вернется к этой установке. Новая воссоединенная Церковь Путина также будет вести дальнейшую экспансию в США и страны Западной Европы, постаравшись использовать связи и приходы РПЦЗ для того, чтобы сделаться проводником политики русского национализма не в меньшей мере, нежели русского благочестия.
"Коммерсант": Как делились и объединялись РПЦ и РПЦЗ
Разделение Русской церкви произошло после того, как местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) в 1927 году издал так называемую Декларацию лояльности. Суть документа сводилась к тому, что церковь в любом случае должна сохранять лояльность действующей власти. Зарубежная часть церкви отказалась подчиняться большевикам.
После падения советской власти Московская Патриархия стала призывать Зарубежную церковь к объединению. Однако иерархи РПЦЗ неизменно отвечали отказом, продолжая упрекать РПЦ в грехе сергианства. Только после канонизации убитой большевиками в 1918 году царской семьи и принятия Архиерейским собором Московского Патриархата в 2000 году социальной концепции РПЦ, в которой прямо сказано, что "если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении", РПЦЗ признала, что сергианство в России де-факто перестало существовать. Диалог стал возможен еще и потому, что на покой ушел непримиримый противник воссоединения первоиерарх РПЦЗ Виталий (Устинов), а его место занял митрополит Лавр, отмечается в сегодняшней публикации "Коммерсанта".
В 2003 году президент России Владимир Путин посетил в Нью-Йорке митрополита Лавра и передал ему приглашение от патриарха Алексия II посетить Россию. Глава зарубежной церкви в мае 2004 года прилетел в Москву, где произошла первая за всю историю раскола встреча двух первоиерархов. Для преодоления разногласий были созданы согласительные комиссии. Сторонам удалось сблизить позиции по принципиальным вопросам: об отношении церкви к власти (отношения между церковью и государством должны носить партнерский характер) и об отношении к протестантам и католикам (можно участвовать в совместных социальных и благотворительных программах). Также стороны отказались от взаимных имущественных претензий.
"Коммерсант": Какие бывают русские православные церкви
Русская православная церковь (Московский Патриархат) ведет историю от Крещения Руси в 988 году. Объединяет 136 епархий (более 26,6 тыс. приходов) в основном в России и СНГ. Численность прихожан, по разным оценкам,– 90-110 млн человек. Глава РПЦ – Патриарх Алексий II.
Множество течений, вышедших из-под контроля Московского патриархата в 1920-х годах, получили собирательное название Истинно-православные (катакомбные) церкви. Выделяют "секачевскую", "андреевскую", "геннадиевскую", "исакиевскую" (по именам основателей) и другие ветви. К катакомбным себя относят Российская автокефальная истинно-православная, Истинно-православная, Апостольская православная, Российская православная автономная церкви.
Русская православная церковь заграницей создана 2 сентября 1922 года в Югославии покинувшими Россию епископами. В 1927 году прекратила сношения с Россией "ввиду порабощения ее безбожной советской властью". Объединяет 16 епархий (400 приходов) в 40 странах мира, число прихожан – 100-500 тыс. Синод располагается в Нью-Йорке. Глава – митрополит Лавр.
В 1990-х годах от РПЦЗ отделился ряд организаций, недовольных сближением с РПЦ, самой крупной из которых стала Русская православная церковь в изгнании митрополита Виталия. После его смерти в 2006 году церковь раскололась на несколько групп.
Русская православная старообрядческая церковь учреждена в Белокриницком монастыре (Румыния) в 1846 году "поповцами" (признали преемственность священников нового обряда). По некоторым оценкам, церковью окормляется около 1 млн человек. Глава русской части церкви – митрополит Московский и всея Руси Корнилий. В 1923 году появилась Русская древлеправославная церковь, основу которой составили "беглопоповцы", не принявшие белокриницкой иерархии. Кафедра их Патриарха Александра находится в Москве. Вторая ветвь старообрядцев – "беспоповцы" – наиболее многочисленно представлена Древлеправославной поморской церковью. В России у нее более 200 общин численностью до нескольких тысяч человек и около 212 общин за границей.
Кроме того, на Украине помимо Украинской православной церкви Московского Патриархата (входит в РПЦ, заявляет о 35 млн прихожан) действуют Киевский Патриархат и Украинская автокефальная православная церковь.
"Коммерсант": Что вам мешает объединиться?
Александр Антонов, представитель Русской православной старообрядческой церкви:
– У нас разногласия канонические и догматические. Они возникли несколько веков назад. В 1551 году на Стоглавом соборе под руководством Ивана Грозного постановили, что те, кто не крестится двумя перстами, будут прокляты. Сейчас эти противоречия сохранены, поэтому до нашего объединения еще далеко. Но мы за добрососедские отношения.
Георгий Петренко, протоиерей, клирик Южно-Американской епархии РПЦЗ:
– Это преждевременно. Большинство приходов Австралии, Канады, Южной Америки считают, что из-за объединения нарушаются канонические правила и устои. Нам не нравится, что руководство РПЦЗ вдруг перестало считать, что в России нет коммунизма. Кроме того, мы никогда не считали Московскую Патриархию матерью Русской православной церкви. Тем более что РПЦ и Патриарх Алексий – государственный ставленник – так и не извинились за гонения. Наши церкви могут объединиться, но не так быстро.
Митрополит Суздальский и Владимирский Валентин, глава Российской православной автономной церкви:
– Из-за отсутствия покаяния и неисправления ошибок. Патриарх Тихон, который жил во времена революции, оставил указ, что, если по политическим причинам возникнут разные церкви, им надо управляться самостоятельно. А когда пройдет смутное время, надо собрать собор, на котором каждая из церквей выслушает претензии и потом исправит их. Но этого не было. А Лавр залез в долги, и ему пригрозили, что, если не объединится, ему будет худо.
Глеб Якунин, священник Апостольской православной церкви:
– Объединение всегда ведет к тоталитаризму. Церкви же бывают идеологически разные, например либеральные. Единство духовное не говорит об административном единстве. А это объединение идет сверху, от президента. Но раскола в РПЦЗ ждать недолго. Ведутся разговоры, что кто-то из священников был завербован, начнутся суды за храмы и собственность.
Тадеуш Кондрусевич, митрополит, архиепископ архиепархии Божией Матери в Москве, глава российских католиков:
– Единение Церквей – дело Святого Духа, а мы всего лишь инструменты. Объединения РПЦ и РПЦЗ ждали все православные, ведь Христос сказал: "Да будут все едины". Это объединение будет способствовать развитию диалога между нами. Православным легче объединиться, чем христианскому миру. Они были разобщены 90 лет, а не тысячу. Первые шаги к объединению сделаны Иоанном Павлом II, Бенедикт XVI продолжает этот курс.