C 17 по 19 декабря Далай-лама XIV проводит в Дели учения для паломников из российских буддийских регионов. Такие встречи проходят регулярно проходят начиная с 2009 года.
В этот раз послушать учителя в Индию приехали полторы тысячи паломников. Организаторы учений - Буддийский центр "Ринпоче Багша" (Бурятия), Центральный хурул "Золотая обитель Будды Шакьямуни" (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы, Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма "Сохраним Тибет" (Москва), сообщает РИА "Новости".
Учения в этом году были посвящены нескольким темам. Кроме того, Далай-лама отвечает на таких встречах на различные вопросы присутствующих.
Размышления духовного лидера буддистов мира были в один из дней посвящены учению о пустоте. Далай-лама призвал проявлять альтруизм и размышлять о пустоте - эти практики, по его словам, приводят к освобождению от страданий и просветлению.
"Цепляние за постоянство, самобытие, себялюбие приводят нас к погибели. А постижение пустоты (в буддизме это взаимозависимость всех явлений) в сочетании с заботой о других существах - помогает достичь освобождения, просветления", - сказал Далай-лама российским единоверцам.
По его словам, погоня за приятным и стремление к постоянству ведет к страданию. "Медитация о непостоянстве и пустоте сотрясает сами основы цепляния за постоянство и самобытие. Я посвятил этой практике не один десяток лет - и более грубые уровни эмоций перестают во мне проявляться", - отметил буддийский лидер и посоветовал всем побольше размышлять о пустоте.
Ум, считает он, "способен осознавать, светоносен", но при этом "лишен самобытия". Далай-лама напомнил слова известной буддистам "Сутры сердца": "Форма есть пустота, пустота есть форма". "Современные научные исследования в области квантовой физики показывают, что нет ничего, что существовало бы независимо и объективно… Наука не черпает знаний в буддизме, но сама приходит к выводам о бессамостности и взаимозависимости всех вещей", - добавил Далай-лама.
По его словам, по неведению люди приписывают вещам истинное существование и из себялюбия испытывают привязанность к ним, а вследствие этого гнев и другие отрицательные эмоции. "Но если мы будем понимать, насколько полезен альтруизм и вреден эгоизм, сможем ослабить хватку нашего "я", развивать способность ценить других превыше себя", - считает духовный наставник.
Рассуждая о себялюбии, Далай-лама призвал слушателей, знакомых с этим человеческим качеством, стать "разумными эгоистами".
"Если уж мы хотим быть эгоистами, то мы должны быть разумными эгоистами", - сказал Далай-лама. По его словам, разумный эгоист - тот, кто понимает тесную взаимозависимость всех живых существ и то, что он может стать счастливым, только способствуя счастью других.
"Самый лучший способ достичь собственных целей и помочь другим - практиковать бодхичитту (стремление к обретению состояния будды ради блага всех живых существ). Так мы преодолеваем присущее нам от рождения себялюбие", - пояснил Далай-лама.
Он также призвал не гневаться и не падать духом в ситуациях, когда не находится возможности помочь другим людям или животным, а опираясь на сострадание, продолжать развивать в себе способность поддерживать других.
Говоря о насилии, Далай-лама подчеркнул, что применение силы допустимо в определенных ситуациях, но только при альтруистической мотивации - из сострадания.
"Если за жестким противодействием злу стоит сострадание, такое противодействие допустимо", - сказал Далай-лама, размышляя о возможности использования силы ради защиты близких, восстановления справедливости и в других особых случаях.
По его словам, человек, совершающий неблагие поступки, вредит себе и может себя погубить. "Нужно постараться остановить его, не позволить ему совершить неблагое деяние, но руководствуясь альтруистической мотивацией", - цитирует слова буддийского учителя РИА "Новости".
В пример он привел буддийские божества, предстающие в гневном облике, за которым тем не менее скрывается сострадание.
"Терпение не означает, что мы должны мириться с любыми неблаговидными поступками других людей. Терпение означает не гневаться на совершающего что-то дурное, прощать", - пояснил Далай-лама.
Он также призвал по возможности избегать убийства животных, даже в скотоводческих районах, но не впадать в крайности.
"Попытайтесь избегать убийства животных, насколько это возможно. Но впадать в крайности не нужно", - сказал Далай-лама, отвечая на вопрос буддиста из Калмыкии, приехавшего на его учения в Дели.
Для животноводческих регионов, подчеркнул он, это непростой вопрос. "Жизнь тибетских кочевников в силу сурового климата тоже зависит от продуктов животного происхождения, мяса. Это сообщество верующих людей, но им приходится быть реалистами… В день, когда убивают животное, все читают молитвы, зажигают свечи, это делается с чувством глубокого сожаления", - отметил духовный лидер.
Вместе с тем, добавил он, "в Тибете случается, что скотоводы перестают убивать животных, стада распродаются, но при этом исчезает сама основа кочевой жизни".
"В ранние годы и в Индии (куда переселилось много тибетцев) у нас были птицефермы, но потом я выступил с призывом закрыть их, если в них нет крайней необходимости. Сейчас во всех наших тибетских поселениях в Индии нет ни одной птицеводческой фермы. То же самое касается рыбоводческих хозяйств. На общемонастырских кухнях у нас всегда вегетарианская еда", - сообщил Далай-лама.