Папа Франциск может стать посредником между Аргентиной и Великобританией в споре за Фолклендские острова
Reuters
Папа Франциск может стать посредником между Аргентиной и Великобританией в споре за Фолклендские острова
 
 
 
Папа Франциск может стать посредником между Аргентиной и Великобританией в споре за Фолклендские острова
Reuters

Президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер, у которой сложились очень непростые отношения с новоизбранным Папой Франциском, попросила его выступить посредником в урегулировании территориального спора с Великобританией.

Речь идет о Мальвинских (Фолклендских) островах в Южной Атлантике, которые в 1982 году стали причиной кровопролитной войны между Аргентиной и Великобританией. "Мы хотим лишь того, чтобы соблюдались резолюции ООН, призывающие к мирному диалогу в разрешении конфликта", - заявила аргентинский лидер журналистам после состоявшейся в Ватикане ее встречи с новым понтификом и бывшим архиепископом Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо.

Кристина Фернандес де Киршнер напомнила, что в декабре 1978 года в эпоху военных режимов Аргентина и Чили оказались в одном шаге от войны из-за спора вокруг трех островов в проливе Бигля в районе Огненной Земли. Тогда вооруженного конфликта удалось избежать благодаря посредничеству Папы Римского Иоанна Павла II.

По ее словам, сейчас ситуация иная, "гораздо более благоприятная", так как Великобритания и Аргентина - демократические страны, и "угрозы возникновения боевых действий не существует". В то же время она осудила нежелание Лондона начать диалог вокруг спорных островов, а также продолжающиеся попытки Великобритании по "милитаризации Южной Атлантики", передает ИТАР-ТАСС.

Глава государства сообщила, что обменялась подарками с Папой Римским и пригласила его посетить с визитом Аргентину. Это была первая встреча главы Римско-католической церкви с президентом иностранного государства.

Напомним, что в прошлом году исполнилось 30 лет со дня начала войны за контроль над Фолклендскими островами между Аргентиной и Великобританией.

С начала XIX века Аргентина считала их своими, однако в 1833 году острова захватили войска Соединенного королевства, что вызвало огромное недовольство среди граждан Аргентины.

В 1981 году к власти в Буэнос-Айресе пришел генерал-лейтенант армии Леопольдо Гальтиери. Он и инициировал начало конфликта в 1982 году. Формально Аргентина и Великобритания не объявляли друг другу войны, однако боевые действия шли, и закончились они победой войск Соединенного королевства.

В ходе боевых действий южноамериканская страна потеряла 649 военнослужащих. Потери британской стороны составили 255 человек.

На данный момент Фолкленды являются британской заморской территорией, однако аргентинцы предъявляют претензии на эти острова, которые они называют Мальвинскими.

Для Аргентины поражение стало огромным ударом по национальной гордости. Руководство страны по-прежнему не отказывается от претензий на Фолклендские острова.

В последние годы политическое противостояние между странами вновь усилилось. В начале 2012 года президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер обвинила Великобританию в милитаризации южной Атлантики, заявив о намерении подать официальный протест в Совет Безопасности и Генеральную Ассамблею ООН в ответ на отправку Лондоном военного корабля в район спорных Фолклендских островов. Кроме того, она публично призвала премьер-министра Великобритании "дать шанс миру, а не войне", процитировав строчку из песни Джона Леннона.

Правительство Великобритании эти обвинения отвергло, но британское оборонное ведомство все же направило в район Фолклендских островов свой новейший эскадренный миноносец Dauntless, а затем и АПЛ класса "Трафальгар", которая была "призвана защитить" острова.

Официальный Лондон тогда же подтвердил наличие планов действий на случай агрессивных актов в отношении самоуправляющихся британских заморских территорий, отметив, что такие планы "существовали всегда" и не являются ответом на нарастание напряженности между Великобританией и Аргентиной вокруг территориальной принадлежности Фолклендов.

Новый Папа и Киршнеры: 20 лет противостояния

Новый понтифик и бывший архиепископом Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо ранее неоднократно подвергал острой критике деятельность нынешнего президента Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер и ее супруга Нестора, бывшего до нее также президентом страны.

С 1992 года, когда Бергольо стал епископом Буэнос-Айреса, его ни разу не приглашали в президентский дворец - хотя собор Буэнос-Айреса находится всего в пяти минутах ходьбы от него. Считается, что аргентинский кардинал был разочарован в аргентинской оппозиции, пришедшей к власти в конце 1980-х, из-за ее неспособности создать баланс демократических сил в стране.

В одной из дипломатических депеш, опубликованных Wikileaks, Бергольо называют одним из лидеров оппозиции режиму Нестора Киршнера (покойный муж Кристины Киршнер, занимавший до нее пост президента страны и выдвинувший ее в преемники). "На почве его выступлений в защиту, например, профсоюза автоперевозчиков у него даже были проблемы с правящей властью. Он защищал и тех, кто пострадал во время банковского кризиса (2001-2002 гг)", - вспоминает митрополит Феодосийский и Керченский Платон, управлявший Аргентинской и Южноамериканской епархией РПЦ в 1973-1980 и 1993-2012 годах.

Будучи кардиналом и придерживаясь консервативных позиций, в течение многих лет Бергольо критиковал Киршнер за неэффективную борьбу против коррупции, за разрешение однополых браков, которые он назвал "разрушительным планом дьявола", за нерешенные проблемы безопасности в стране и за недостаточно активную борьбу против бедности. В частности, архиепископ заявил, что усыновление детей однополыми парами есть дискриминация детей.

В 2010 году он открыто вступил с ней в конфронтацию.

В свою очередь Киршнер критиковала кардинала, называя его теневым лидером оппозиции и заявляя, что действия кардинала напоминают "средневековые времена и инквизицию".

Поэтому в момент выбора нового Папы Римского Кристина Фернандес не проявила никакого восторга.

Как писала ранее испанская газета El Pais, президент родной страны нового Папы откликнулась на его избрание позже большинства политиков, ограничившись при этом строго формальным письмом.

Кроме того, в аргентинском обществе до сих пор идут споры о роли нового Папы во времена военной диктатуры в 1970-80 гг., когда Аргентиной правил Хорхе Рафаэль Видела, впоследствии приговоренный к тюрьме за преступления военной хунты.

Всего за 3 дня до начала Конклава некий адвокат обратился в прокуратуру с заявлением на архиепископа Буэнос-Айреса: в 1976 тот якобы сдал режиму военной хунте двух работавших под его началом священников-иезуитов, которые слишком сильно вовлеклись в деятельность оппозиции. Двух священников в течение пяти месяцев пытали.

Кардинала обвинили в причастности к похищению. Но он все обвинения в свой адрес отвергает, утверждая, что всеми силами пытался добиться снятия ареста с арестованных.

Бергольо вообще неоднократно попрекали тем, что в период военной диктатуры в Аргентине с 1976 по 1983 год он занимал недостаточно ясную позицию. Члены ордена, прошедшие через тюрьму и пытки, винили главу аргентинских иезуитов, что он их не защитил.

Однако все испаноязычные СМИ сходятся в том, что, несмотря на многолетнюю взаимную вражду, Аргентина только выигрывает от выборов Бергольо в качестве нового Папы, поэтому президент Кристина Фернандес де Киршнер не должна упустить момент, а наоборот, максимально использовать ситуацию и на международном уровне решать важные для Аргентины вопросы, в частности и проблему Фолклендских островов.

Не исключено, что президент пока оставила в стороне свои претензии к Франциску и начала выстраивать отношения с чистого листа.