Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев выразил обеспокоенность всплеском интереса православных людей к псевдодуховной литературе.
"Сейчас при информационной перенасыщенности складывается ситуация, когда в книжной лавке рядом лежат житие какой-нибудь старицы и книга святителя Иоанна Златоуста. Часто получается, что человек делает выбор в пользу именно этих житий с разными псевдопророчествами о конце света, хотя он не то что творений Златоуста - и Библию-то толком не читал", - приводит портал "Интерфакс-Религия" слова из выступления А. Кураева на прошедшей в Москве презентации научно-популярного издания "Апокрифы Древней Руси".
Основу книги составили средневековые повествования о событиях церковной истории.
Развивая свою мысль в беседе с корреспондентом портала, Андрей Кураев отметил, что "Апокрифы Древней Руси" "говорили о главном - о вере, о библейских сюжетах".
"Они представляют собой принципиально иное явление, чем современные "апокрифы", которые говорят об интимной жизни Аллы Пугачевой или о всевозможных околоправославных старцах и старицах. Это признак жуткого падения и деградации сознания - Христос оказывается неинтересен даже для прихожан", - констатировал богослов.
По его словам, в Древней Руси "было мало информационных каналов, которые вели от Церкви к человеку и от одного человека к другому, поэтому здесь любая попытка что-то узнать, подумать, была важной". Профессор отметил, что апокрифы в Древней Руси, "хотя Церковь к ним и критически относилась, были свидетельством духового поиска".
В то же время диакон А. Кураев констатировал, что "сейчас появилась наглая сознательная эксплуатация апокрифического мышления": это книги "Диагностики кармы", "Откровения ангелов-хранителей" и многие другие.
"Можно найти сотни книг, у которых обложки украшены православными символами, но их содержание весьма далеко от православной нравственности и вероучения. Их авторы - не наивные творцы бытового фольклора, которые были искренни в своем духовном поиске и в своих текстах, а те, кто разрабатывает коммерческую жилку, пользуясь тем, что самим церковным писателям почему-то трудно заговорить на народном языке", - заявил собеседник агентства.
Как отметил он, "неуклюжесть нашей церковной речи порой оставляет людей беззащитными перед лицом коммерческой эксплуатации их запросов".
Между тем, Андрей Кураев считает стратегически важным вопрос о поддержке государством духовного просвещения.
"Иначе мы потеряем свой собственный народ в то время, пока будем заниматься очередным монументальным строительством", - считает представитель Церкви. По его мнению, сейчас важно направлять государственные средства в первую очередь на издание лучших образцов православной духовной литературы, а не на строительство храмов.
По словам Андрея Кураева, на те огромные средства, которые порой выделяются на реставрацию и возведение храмов, можно было бы написать комплект православно ориентированных учебников для школьного гуманитарного цикла и бесплатно подарить их всем российским школьникам.
Он также указал на важность "оживления церковного слова в самых разнообразных жанрах, начиная от высокой дидактики и кончая освоением церковными людьми игрового жанра в общении и написании книг".
Эффективным ему представляется и ужесточение "церковной цензуры" над изданиями, авторы которых претендуют на изложение позиции Церкви. Однако главным, с точки зрения богослова, является "оздоровление общей церковной культуры".
Этому как раз и могла бы способствовать не только реализация обширной программы по изданию духовной литературы, но и введение в школах "Основ православной культуры".