Надеюсь, что когда-то возникнет и православная финансовая система, также максимально свободная от порочного принципа "деньги делают деньги"
Russian Look
Надеюсь, что когда-то возникнет и православная финансовая система, также максимально свободная от порочного принципа "деньги делают деньги"
 
 
 
Надеюсь, что когда-то возникнет и православная финансовая система, также максимально свободная от порочного принципа "деньги делают деньги"
Russian Look

Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, принявший в понедельник участие в круглом столе в Общественной палате Татарстана, заявил, что в Русской церкви рады развитию исламского банкинга в Татарстане и надеются на появление аналогичной системы у православных.

"Поздравляю Татарстан с тем, что здесь делаются реальные шаги в сторону развития исламского банкинга как на уровне республики, так и на уровне предложений, которые предпринимаются в общефедеральных органах власти", - приводит слова Чаплина портал "Интерфакс-Религия".

"Надеюсь, что когда-то возникнет и православная финансовая система, также максимально свободная от порочного принципа "деньги делают деньги", - отметил он.

По словам священника, и в православии, и в исламе негативно относятся к ростовщичеству и такой подход сегодня "очень нуждается в том, чтобы мы старались о нем говорить как можно более широко".

Представитель Церкви также призвал мусульман к широкому взаимодействию с православными, в том числе в укреплении нравственности.

"И в православной христианской традиции, и в исламской традиции присутствует понимание необходимости строгости нравов в культуре, этической сфере, в общественном пространстве", - подчеркнул он.

"У мусульман и православных христиан во многом общие ценности. Я надеюсь, что мы сможем вместе о них свидетельствовать как две великие цивилизации, которые во многих местах России, в том числе в Татарстане, живут рука об руку", - добавил священник.

Особенности исламского банкинга

Мусульманам запрещено ростовщичество, и поэтому традиционные кредиты и депозиты, на которые начисляются проценты, вне закона. Равно как и облигации - процентные бумаги. Взамен традиционных банковских и инвестиционных продуктов в исламском мире существует целый ряд своих специфических форм.

Это и "мушараба" - взаимоотношения, при которых кредитор становится партнером по бизнесу и участвует в прибыли (если она есть), и "кард уль хасан" - беспроцентная ссуда, возвращая которую, заемщик добровольно вознаграждает кредитора, исходя из собственных представлений о справедливости. Есть и специфические ценные бумаги - "сукук", которые не имеют фиксированного процента и доходность по которым также является определенной долей от прибыли, полученной заемщиком.

Широкое развитие получили так называемые исламские банки, которые с конца 60-х годов прошлого века действуют в Малайзии и практически во всех арабских странах. Сравнительно недавно появились исламские банки в Европе, где довольно велика доля населения, трепетно относящегося к законам шариата. В поисках новых клиентов целый ряд крупных традиционных европейских банков предлагает специфические продукты. Среди них, например, французский Societe Generale.

Есть у мусульман и своеобразный аналог Всемирного банка - Исламский банк развития (ИсБР). Он был образован в 1975 году в основном на деньги арабских государств, получавших сверхдоходы от продажи нефти, цены на которую взлетели в результате нефтяного кризиса начала 70-х. Только в последние несколько лет банк принял участие в финансировании ряда крупных коммерческих и инфраструктурных проектов на территории Азербайджана, Таджикистана, Казахстана и Киргизии.