Президент России Владимир Путин провел накануне в московском Еврейском музее и центре толерантности заседание Совета по межнациональным отношениям. На этом заседании он предложил разместить библиотеку Шнеерсона непосредственно в музее, но категорически отказался от идеи отдать ее американским хасидам, сообщает во вторник "Коммерсант".
По мнению Путина, это позволит обеспечить доступ к библиотеке всех желающих.
С вопросом о судьбе библиотеки Шнеерсона обратился к президенту участвовавший в заседании Виктор Вексельберг.
"Я с сожалением могу констатировать, что эта проблема вышла в такую скандальную плоскость", - приводит слова Путина газета.
"Библиотека принадлежит прежде всего российскому государству. Она с юридической точки зрения состоит из двух частей. Шнеерсон собирал ее в России в девятнадцатом веке, и первая часть была национализирована решением Совнаркома в 1918 году. И если мы согласимся, что собственность российского государства будет кому-нибудь передана, мы откроем ящик Пандоры. Если мы начнем удовлетворять такие иски... Мы к этому не готовы. Это невозможно! Вторая часть была вообще привезена в качестве трофеев после Второй мировой войны..." - сказал президент.
"Мы сейчас находимся в Еврейском центре толерантности, можно было бы подумать, я готов сформулировать соответствующее поручение правительству, Министерству культуры с тем, чтобы эту библиотеку разместить, скажем, на площадях российского еврейского центра толерантности", - заявил собравшимся Путин, слова которого приводит "Интерфакс". При этом президент отметил, что это будет шаг "навстречу людям, которые хотят проблему решить, а не использовать как повод для нагнетания ситуации". Такое размещение коллекции, по мнению Путина, обеспечит "полный доступ к этой библиотеке всех, кто этого хочет".
Библиотека Шнеерсона представляет собой собрание древнееврейской религиозной литературы из 12 тысяч книг и 50 тысяч документов (в том числе 381 манускрипт).
Часть коллекции, собранной любавическим раввином Йосефом Ицхаком Шнеерсоном, была национализирована большевиками в 1918 году и в итоге оказалась в Российской государственной библиотеке. Другую часть Шнеерсон вывез из Советского Союза, эмигрировав в 30-е годы. Около 25 тысяч страниц рукописей попали к нацистам, затем оказались в распоряжении Красной армии и были переданы в Российский государственный военный архив. Любавические хасиды добиваются возвращения "коллекции Шнеерсона" с конца 80-х годов прошлого века. По некоторым данным, первый президент России Борис Ельцин в свое время обещал Джеймсу Бейкеру, госсекретарю в администрации Джорджа Буша-старшего, вернуть хасидам священные для них документы.
В августе 2010 года суд в США постановил, что хасиды доказали правомерность претензий на древнееврейские книги и рукописи, которые, по его определению, хранятся в России. В ответ МИД РФ заявил о незаконности такого решения.
18 апреля 2012 года спецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой заявил, что диалог по вопросу библиотеки Шнеерсона возможен лишь после отзыва иска хасидов в США.
17 января 2013 года стало известно, что федеральный суд в Вашингтоне принял решение о наложении на Россию ежедневного штрафа в 50 тысяч долларов за неисполнение вынесенного в 2010 году вердикта о передаче библиотеки Шнеерсона религиозной общине "Хабад-Любавич", напоминает "Интерфакс".
Судья вынес такое решение, несмотря на то, что ранее Минюст США выступил против вменения штрафа России, объясняя свою позицию тем, что такие меры не помогут разрешить спор вокруг "коллекции Шнеерсона", являются контрпродуктивными и идут вразрез с внешнеполитическими интересами США.
Как сообщала газета Wall Street Journal, хасиды будут всеми законными способами добиваться исполнения Россией решения федерального окружного суда США о выплате штрафа в 50 тысяч долларов ежедневно до возврата хранящейся в РФ коллекции книг, вплоть до ареста российской собственности в США.
МИД РФ выразил возмущение решением Вашингтонского суда. "Вызывает возмущение, что Вашингтонский суд пошел на такой беспрецедентный и чреватый самыми серьезными последствиями шаг, как введение штрафных санкций против суверенного государства", - отмечалось в сообщении МИДа РФ.
"Мы неоднократно заявляли о том, что этот вердикт носит экстерриториальный характер, противоречит международному праву и юридически ничтожен", - отмечали в ведомстве.