Главный муфтий РФ призвал возводить больше мечетей в России, не запрещать хиджабы в школах и отметил рост количества мусульман
Russian Look
Главный муфтий РФ призвал возводить больше мечетей в России, не запрещать хиджабы в школах и отметил рост количества мусульман
 
 
 
Главный муфтий РФ призвал возводить больше мечетей в России, не запрещать хиджабы в школах и отметил рост количества мусульман
Russian Look

Председатель Совета муфтиев России (СМР) муфтий шейх Равиль Гайнутдин дал пространное интервью РИА "Новости", в котором затронул важнейшие для мусульман России вопросы.

По его данным, процент людей, называющих себя мусульманами, возрос за последние три года в России с 4% до 7%. "Если говорить о количественных параметрах, то, по результатам Всероссийской переписи населения 2010 года, количество представителей народов, традиционно исповедующих ислам, растет по большинству регионов и практически по всем мусульманским этносам", - заявил муфтий.

Но главное, по его словам, что "растет религиозность людей". В настоящее время наибольшие темпы роста фиксируются не в столицах республик Северного Кавказа или Поволжья, а в городах Центральной России, Сибири и Дальнего Востока - Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Рязани, Ярославле и других.

"Если смотреть на статистику приходящих на праздничные молитвы в крупных городах и региональных центрах РФ, то прирост идет на десятки процентов в год", - уверен председатель Совета муфтиев России.

В мусульманском обществе РФ наступает этап "институционального развития"

Отметив, что число верующих-мусульман в России постоянно увеличивается и растет религиозность людей, муфтий разделил развитие мусульманского сообщества в современной России на несколько этапов.

Вслед за "колоссальным пробуждением национального и религиозного самосознания" 1990-х годов пришел период активного развития инфраструктуры в виде строительства мечетей, учебных заведений, создания социальных служб.

"На текущем этапе мы переживаем период развития интеллектуального - то, что выстроено, должно наполниться актуальным смысловым содержанием", - говорит он. Следующим должен быть этап "институционального развития - всестороннего укрепления института Духовного управления мусульман", добавил Гайнутдин.

И по словам муфтия, система исламского образования в России сегодня находится на подъеме. Все меньше молодых российских мусульман уезжает в зарубежные вузы. "Наши медресе и университеты в последние годы привлекают большое количество абитуриентов из стран Средней Азии, а также Белоруссии и Украины. Мы имеем прекрасную возможность создать образовательный центр не мирового, но как минимум регионального значения - в пределах постсоветского пространства, для этого есть все необходимое", - говорит Гайнутдин.

В качестве базы для создания такого образовательного центра, который бы готовил мусульманскую элиту - руководителей религиозных управлений, богословов и ректоров учебных заведений, в Совете муфтиев рассматривают Московский исламский университет.

Мечетей надо строить больше, приезжим некуда идти

В настоящее время в России действует около 8 тысяч мечетей. Но по мнению главного муфтия РФ, в российских городах "ситуация с мечетями тяжелая, а именно там и концентрируется основная часть верующей социально активной молодежи".

Как считает муфтий шейх Равиль Гайнутдин, чтобы препятствовать проникновению в среду мигрантов-мусульман в России радикальных и деструктивных идей и учений, необходимо строить в России больше мечетей. По его мнению, это залог сохранения в обществе межнационального и межконфессионального мира.

"Жизненно необходимо формировать у трудовой миграции - как внешней, так и внутренней - правильные модели поведения, тем более что вместе с людьми мигрируют и идеи, учения, иногда - деструктивные и опасные", - говорит Гайнутдин.

По его словам, мечети как раз и призваны решить эту задачу. Они всегда служили не только помещением для совершения молитв, но и были общественными, просветительскими, научными центрами жизни мусульман. По словам муфтия, и сегодня в мечетях происходит не только духовное наставление, но и воспитание паствы, формирование ее мировоззрения и жизненных ориентиров.

"Люди в поисках лучшей для себя доли активно перемещаются внутри своей страны и в другие государства. Молодой человек, оторванный от своей традиционной среды с ее устоями, ищет в незнакомом городе новые для себя ориентиры, опору. Вполне естественно, что он ищет мечеть", - говорит Гайнутдин.

В школах надо преподавать основы всех религий, а не предлагать выбрать одну

Совет муфтиев России предлагает ввести в школах единый для всех учащихся курс по изучению основ сразу всех мировых религиозных культур, не делая выбора между православием, исламом или каким-то другим одним вероисповеданием.

Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ), введенный с 1 сентября 2012 года по всей России для учащихся четвертых классов, предусматривает изучение на выбор основ православной, исламской, буддистской или иудейской культур. Кроме того, по желанию преподаются основы всех мировых религиозных культур или основы светской этики. Как правило, решение о выборе модулей принимают родители.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в январе этого года заявил о фактах "оказания давления" на родителей в некоторых столичных школах при выборе модуля для изучения, в пользу основ светской этики или мировых религиозных культур в совокупности. При этом патриарх выразил обеспокоенность низкими показателями выбора модуля "Основы православной культуры" в школах Москвы.

"Буду с вами откровенен, мы и сами рекомендуем родителям выбирать модуль "История мировых религий" или "Основы светской этики", поскольку мы не всегда удовлетворены качеством учебников и уровнем подготовки педагогов", - сказал Гайнутдин.

По его словам, практически везде на местах имамы сотрудничают с представителями управлений образования, проводят лекции и экскурсии для учителей. Однако, добавил он, "посещая единичные семинары, невозможно освоить такой предмет".

"И последние социологические исследования показали, что наше общество не готово к введению уроков по основам конфессиональных культур, тем более, по основам той или иной веры. Мы считаем, для нашего многонационального государства оптимален единый курс, знакомящий учеников с многообразием религий, которые исповедуют народы Российской Федерации", - отметил муфтий.

Муфтий считает, что в хиджабах можно ходить в школу

Равиль Гайнутдин также считает необоснованной мерой запрет школьницам на Ставрополье ходить на уроки в хиджабах, поскольку ношение платков, по его словам, принято фактически во всех традиционных религиозных культурах и не должно вызывать каких-то вопросов и нареканий.

В октябре прошлого года в одной из сельских школ Ставропольского края директор запретила нескольким ученицам-мусульманкам посещать школу в хиджабах. После конфликта, вызвавшего большой общественный резонанс, региональные власти ввели в школах единую школьную форму.

Среди основных правил, закрепленных соответствующим постановлением, стал запрет на одежду ярких цветов, брюк и юбок с заниженной талией и высокими разрезами, элементов одежды, закрывающих лицо, аксессуаров с символикой асоциальных неформальных молодежных объединений, а также на религиозную одежду. Все это запрещено носить в помещениях школ.

"Хиджаб, и вообще покрытие головы, характерно практически для всех традиционных культур. Он формирует уважение и бережное отношение к женщине, символизирует благочестие. К сожалению, сегодня в тренде потребительское отношение к слабому полу, нет уважения к основной миссии женщины как хранительницы семейного очага и матери", - заявил Гайнутдин в интервью РИА "Новости".

По его словам, мусульманки, как и многие православные женщины в России, "хотят оградить себя от некорректного отношения и подчеркнуть свое достоинство". "Не думаю, что в XXI веке было бы правильно ограничивать женщин в их выборе. В этом вопросе наши православные братья поддержали свободный выбор мусульманок", - отметил муфтий.

Напомним, ранее председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин отмечал, что в России нужно вводить школьную форму, но в некоторых случаях она могла бы иметь какие-то модификации. По его словам, православным или мусульманским девушка можно было бы в рамках школьной формы дать право носить легкую косынку.