В московском Культурном центре "Покровские ворота" состоялся вечер "Дух Ассизи в служении понтификов XXI века"
dbiblio.org
В московском Культурном центре "Покровские ворота" состоялся вечер "Дух Ассизи в служении понтификов XXI века"
 
 
 
В московском Культурном центре "Покровские ворота" состоялся вечер "Дух Ассизи в служении понтификов XXI века"
dbiblio.org

Встреча на тему "Дух Ассизи в служении понтификов XXI века" состоялась накануне в московском Культурном центре "Покровские ворота" в рамках Дней Иоанна Павла II, которые ежегодно проходят в Москве в день рождения понтифика (18 мая 1920 год). Устроители встречи - члены Общества Иоанна Павла II - решили посвятить ее духовной преемственности понтификатов блаженного Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и новоизбранного Папы Франциска, сообщает "Благовест-Инфо".

"Выбор темы вечера обусловлен выборами нового Папы Франциска и связанным с этим ожиданием нового этапа в развитии межконфессионального общения и совместного христианского свидетельства миру", - пояснил, открывая встречу, директор Издательства францисканцев Игорь Баранов. Говоря о понятии "Дух Ассизи", он напомнил, что речь идет не только о житии известнейшего святого католической церкви, но и о крупных межрелигиозных форумах, когда с 1986 года по инициативе Папы Иоанна II на родине святого Франциска собрались представители разных религий ради совместного поиска путей к миру. "Это было стремление начать диалог, но не формальное общение, а диалог любви. Таким образом дух Ассизи стал символом христианской любви и поиска мира во всем мире", - сказал Баранов.

Дух Ассизи также немыслим без смирения: только смирив гордыню, переступив через собственное "я", можно было прийти к "объятию мира". В этой связи Баранов упомянул историческую встречу Папы Павла VI и вселенского патриарха Афинагора в 1964 году, подчеркнув, что "поиск христианского единства возможен только на пути смирения".

Говоря об очевидной преемственности в деятельности Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Папы Франциска, выступавший отметил, что это "единство в многообразии", и проследил черты "Ассизского бедняка" в служении каждого из них. Так, все три понтифика являются молитвенниками. По словам докладчика, именно "в этом их сила". Все они реализуют важный посыл святого Франциска Ассизского - "выйти за пределы монастыря", проповедовать о Христе всему миру. Как рассказал Игорь Баранов, еще до начала последнего конклава, когда кардиналы обсуждали образ будущего понтифика, кардинал Бергольо подчеркнул, что при новом Папе Церковь должна еще активней "выходить за свои пределы, обращаться к людям, к их реальным проблемам", провозгласив таким образом свою программу.

Директор Культурного центра "Покровские ворота" Жан-Франсуа Тири выразил радость по поводу того, что "Дни Иоанна Павла II", начавшись в 2007 году, продолжаются и сегодня. "Это необходимо, потому что его наследие еще недостаточно изучено нами", - сказал Тири. Он остановился на теме милосердия, которое является неотъемлемой составляющей "духа Ассизи". Тема милосердия проходит красной нитью через энциклики Иоанна Павла II и Бенедикта XVI. Нынешний же Папа выбрал себе имя, которое "носит сильный подтекст служения", отметил Жан-ФрансуаТири.

"Главная идея, объединяющая этих понтификов: люди могут любить друг друга, потому что их возлюбил Бог. Человек получает силы, подражая этой еще большей любви, которая дается ему от Бога", - так сформулировал он призыв Иоанна Павла II , Бенедикта XVI и Папы Франциска.

У историка Ивана Лупандина "дух Ассизи" ассоциируется с идеей развития Церкви, ее жизни в разных формах. По его словам, консерваторы настаивали на том, что межрелигиозные встречи в Ассизи являются проявлением упадка христианства. Однако они свидетельствуют об обратном: "Церковь не мимикрирует, не приспосабливается к миру, а органически развивается в духе свободы и гуманизма. Мы доросли до духа Ассизи, который присущ христианству. Новый Папа, избрав имя Франциска, будет развивать этот дух".

Игорь Баранов с неожиданной стороны обратил внимание на избрание имени новым понтификом. Он напомнил, что в XVIII веке Папа-францисканец Климент XIV запретил Орден иезуитов, и эта структура смогла через несколько десятилетий восстановиться только благодаря тому, что часть иезуитов продолжила деятельность в изгнании - в Пруссии и России, где Екатерина II дала им приют. Баранов не сомневается, что кардиналу Бергольо была известна эта печальная страница истории Ордена, к которому он принадлежит. Поэтому можно оценить особую смелость новоизбранного Папы: "будучи иезуитом, принять имя Франциска", отметил Игорь Баранов.

Вечер сопровождался концертом католической и православной духовной музыки. Произведения Павла Чеснокова, Григория Свиридова и Анны Ветлугиной (в том числе на стихи Кароля Войтылы) прозвучали в исполнении заслуженной артистки России Валерии Голубевой и солистки ансамбля Canticum Нины Молодцовой (вокал). Партию клавишных исполнила Анна Ветлугина - органист московского кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

На вечере выступил также историк Анатолий Красиков, который в качестве корреспондента ИТАР-ТАСС присутствовал на первой встрече в Ассизи.

В рамках встречи состоялась также презентация первого русского сборника стихов Марека Скварницкого (1930 - 2013), польского поэта и редактора, открывшего широкому кругу читателей поэзию Кароля Войтылы. Елена Твердислова и Игорь Баранов прочитали свои переводы из стихотворных циклов Скварницкого "Реквием по Иоанну Павлу II " и "Фрески Ассизи".