В Москве, в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, открывается выставка "Все остается людям. Русская иконопись XVII – XX веков из собрания Виктора Бондаренко". Она посвящена 60-летию известного российского коллекционера.
Нынешняя экспозиция -это уже третий по счету большой проект, посвященный теме русской иконы, подготовленный собирателем. На выставке представлены 125 произведений русской иконописи, начиная с рубежа XVI-XVII веков по 1929 год. Среди них бóльшую часть составляют памятники Нового времени, которые еще совсем недавно не считались явлением искусства. В последние годы пренебрежительный подход к этому материалу сменился его активным изучением и коллекционированием. Cвоей собирательской деятельностью Виктор Бондаренко внес существенный вклад в привлечение внимания к поздней иконе, отмечается в пресс-релизе выставки.
Русская иконопись XVII-XX веков представлена на выставке как яркими и показательными произведениями высокого художественного уровня, так и памятниками, которые восполняют белые пятна в знаниях специалистов об иконописи этого времени. Среди произведений XVII столетия особое место занимает комплекс из восьми икон праздничного ряда иконостаса 1680-х годов, созданный мастерами Оружейной палаты.
Произведения XVIII – XIX веков помогают воссоздать целостную картину русского иконописания Синодального периода. Собрание Виктора Бондаренко дает представление как о достаточно изученных, так и о мало известных центрах этого времени – Ярославле, Костроме, Твери, Угличе, Нерехте, Палехе. О многообразии старообрядческой иконописи Нового времени свидетельствуют произведения мастеров Мстёры, Выга, Романова-Борисоглебска, Павлова на Оке, Сызрани, Гуслиц.
Как и в двух предшествующих проектах собирателя, в новой экспозиции много подписных икон. Виктор Бондаренко одним из первых среди коллекционеров стал уделять им пристальное внимание, осознавая особую важность таких памятников. В его собрании находятся иконы, подписанные как именитыми мастерами так и теми, чьи произведения были ранее неизвестны. Это столичный иконописец, крепостной графов Шереметевых Михаил Фунтусов, один из ведущих костромских мастеров XVIII века Иван Липин, его современники Иван Буренин из Углича и Михаила Пастух из Нерехты, безрукий художник из Самары Григорий Журавлев, работавший в конце XIX – начале XX века, и другие мастера.
Целым рядом имен представлена иконописная традиция Палеха, Мстёры и Москвы рубежа XIX-XX веков (Н.М. Софонов, И.И. Парилов, И.В. Брягин, А.И. Цепков, А.И. Суслов, М.И. Дикарёв, А.И. Тюлин, Я.Е. Епанечников, В.П. Гурьянов, А.Я. Вашуров, Н.С. Емельянов).
Хронологически выставку завершает копия с древней чудотворной иконы Богоматери Владимирской, выполненная в 1929 году реставратором древнерусской иконописи А.И. Брягиным. Созданная уже в советскую эпоху, она предназначалась для участия в выставке-продаже русской иконописи, проходившей в Европе и Америке в 1929-1931 годах.
Свой новый проект Виктор Бондаренко назвал "Все остается людям". Его деятельность по собиранию, публикации, экспонированию и популяризации русской иконописи вносит неоценимый вклад в популяризацию знаний о культуре и традициях русской иконописи.
Выставка можно будет посетить с 22 апреля по 22 июня.