Последователи родноверия из Улан-Удэ отпраздновали Комоедицу - языческую масленицу.
Родноверие - новое религиозное движение, провозглашающее своей целью возрождение славянских дохристианских обрядов и верований. Родноверы признают священными "знания древних славян", соблюдают реконструированные обряды дохристианских времен.
Дохристианский праздник прощания с зимой отмечали на лыжной базе "Зорька" в районе Верхней Березовки, сообщает информагентство UlanMedia. Его участникам было предложено разбудить медведя, сойтись "стенкой на стенку" и сжечь чучело Марены, что у родноверов олицетворяет процесс умирания и возрождения.
Как рассказал глава общины "Родовичи" Велемир Москвитин, Комоедица - это праздник древних славян, который встречали в период весеннего равноденствия, выпадающий на последние числа марта. По его словам, он символизирует прощание с богиней Мареной-зимой и приход весны, когда боги пробуждаются ото сна.
"В православии этот праздник стал Масленицей и значительно сдвинулось время проведения. В Улан-Удэ с 2013 года это уже четвертая Комоедица, которая празднуется столь масштабно, хотя и в прежние годы немногочисленные энтузиасты проводили ее узким кругом. Наша Комоедица - мероприятие не столько религиозное, сколько этнокультурное, призванное привлечь интерес к исконным традициям славян, их древней истории. У нас на празднестве присутствовали и православные, и атеисты. Праздник включает языческие ритуалы славян, веселые игры и молодецкие забавы вроде "стенка на стенку", способствующие воспитанию в русских мужчинах качеств воина, защитника. Рад, что Комоедица уже стала постоянной доброй традицией, с каждым годом растет интерес к традициям русского народа. Мы стараемся делать наши праздники открытыми и доступными для всех желающих. Своими мероприятиями мы возрождаем культурные ценности и нравственность, исконно присущую русскому народу", - приводит агентство слова Москвитина.
Участниками праздника стали несколько десятков человек. Началось торжество зажиганием огромного костра, на котором сгорала жертвенная "треба" - каравай и квас. Затем последовал ритуал "Пробуди медведя", в ходе которого наряженный медведем человек прячется в "берлоге" и его требуется разбудить. Однако способна на это только "красная девица". "Медведь" бросается за ней, девица угощает его блинами, после чего "зверь" кланяется девице в ножки.
Ключевым моментом реконструированного обряда было взятие снежной крепости мужчинами, где оборону держали представительницы слабого пола. Заключительным ритуалом было сжигание чучела богини зимы Марены, за которым последовали веселые игры, бои "стенка на стенку", перетягивание шеста и торжественный пир с обязательными блинами, которые, как известно, символизируют солнце.
Между тем бурятские родноверы участвуют в культурной жизни региона, не только возрождая старинные обряды и древние праздники. Они устраивают волонтерские и благотворительные акции. В их числе - уборка лесополосы, акция "Подготовь ребенка в школу", мастер-классы по изготовлению славянских сувениров. По словам Велемира Москвитина, в ближайшее время планируется участие вместе с другими общественными объединениями в городском субботнике.
Отметим, что в Русской православной церкви на увлечение язычеством смотрят с беспокойством. Председатель Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, выступивший в январе на встрече с руководителями епархиальных информационных подразделений и отделов по взаимоотношению Церкви и общества, заявил о росте популярности неоязычества в России.
"Мы наблюдаем сегодня рост неоязыческих настроений среди молодежи, в первую очередь, конечно, в кругах спортсменов и в кругах, что вдвойне неприятно, людей, носящих оружие, то есть это спецподразделения и так далее", - сказал представитель РПЦ, назвав это явление прямым вызовом Церкви.
"Наш первичный анализ показывает, что схема привлечения людей (в неоязыческие организации) стандартно сектантская: люди привлекаются вниманием, силой и помощью", - отметил Легойда.
Язычество, по его словам, - "это псевдореконструкция", оно демонстрирует свою неисторичность, хотя это "совершенно не волнует юных адептов неоязычества".
"То послание, которое Церковь должна сегодня обратить к молодежи, прежде всего, может быть, к мужчинам в возрасте до 20 лет, еще не сформулировано даже. Это наша с вами задача на ближайшее время. И здесь тема противодействия язычеству очень важная. Мне кажется, эта проблема будет только обостряться. Я очень просил бы ее не недооценивать", - заявил Владимир Легойда.