Мнения религиозных деятелей России о внедрении в отечественное законодательство элементов ювенальной юстиции (правосудия по делам несовершеннолетних) расходятся, но большинство из них призывает депутатов не торопиться с принятием решений и провести широкую общественную дискуссию по проблеме воспитания и защиты детей, сообщает РИА "Новости". br>
Что думают представители религиозных общин страны
РПЦ: до революции дети "очень серьезно защищались в суде"
Буддизм: ламу в детстве тоже наказывали ремнем
На минувшей неделе в Госдуму внесен проект федерального закона, согласно которому за неправильное воспитание налагается штраф в 2,5 тысячи рублей, а если это воспитание сопряжено с "жестоким обращением", то виновнику грозит тюремное заключение на три года. "Жестокое обращение" трактуется как "грубое, пренебрежительное, унижающее человеческое достоинство обращение с несовершеннолетним, включая физическое или психологическое насилие", напоминает агентство.
Формулировка состава преступления за свою "размытость" уже вызвала критические отклики в СМИ, в частности, представителя правительства РФ в высших судах Михаила Барщевского и главы думского комитета по уголовному и гражданскому законодательству Павла Крашенинникова. br>
"Нужна серьезная дискуссия относительного этого законопроекта и в целом вопросов, касающихся защиты прав детей", - сказал РИА "Новости" глава синодального отдела по взаимодействию церкви и общества Русской православной церкви (РПЦ) протоиерей Всеволод Чаплин.
По его словам, родительские организации и православные общественные организации высказывают серьезные опасения.
"Я убежден, что и Государственная Дума, и органы исполнительной власти только выиграют, если выслушают мнения людей, войдут с ними в диалог, чтобы понять, как эффективно защищать права ребенка, одновременно не нарушая права родителей воспитывать детей в согласии со своими убеждениями и естественной ответственностью родителя за воспитание ребенка", - сказал Чаплин.
Он отметил, что практика применения механизмов ювенальной юстиции на Западе "скорее предостерегает от введения этого института", поскольку есть масса примеров, как детей отнимают у родителей без достаточных оснований и без возможности возвращения в семью.
"Очевидно, есть семьи, в которых дети подвергаются недостойному обращению (нет нормального ухода, не кормят, избивают), - о таких детях, безусловно, должно заботиться государство вместе с обществом. Но механизмы этой заботы должны быть очень тщательно обсуждены, не должны слепо копироваться с Запада, а должны прорабатываться с учетом нашего дореволюционного опыта, чтобы ими никто не пользовался для разрушения семьи", - считает глава отдела по взаимодействию Церкви и общества.
До революции, отметил Чаплин, дети "очень серьезно защищались в суде", могли там свидетельствовать, но практически никогда не забирались из семей, разве что на какое-то время.
Глава информационного отдела РПЦ Владимир Легойда убежден, что многие серьезные проблемы невозможно разрешить только в правовом поле, написав и приняв тот или иной закон. И в этом случае очень важна правовая культура, ценностные ориентиры общества, те сферы, которые не регулируются правом.
"Если у нас принятие законов будет расходиться с традиционной нравственной базой, они все равно не будут работать", - пояснил Легойда.
Поэтому законодательные меры, касающиеся воспитания и защиты детей, нуждаются в тщательной подготовке, и общество должно внимательно рассмотреть их. br>
Реакция видных деятелей крупнейших мусульманских организаций на законопроект оказалась весьма неоднородной.
Представители Совета муфтиев России (СМР) и Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) страны поддержали проект при условии одобрения его депутатами Госдумы.
По мнению первого зампреда СМР Дамира Гизатуллина, внесение этого законопроекта - это "попытка остановить насилие над детьми" в условиях, когда бить детей и издеваться над ними, нанося им сильные психологические травмы, "становится обыденной практикой".
"Пророк Мухаммед говорил: "Дети - это наша радость!", - сказал Гизатуллин.
Он отметил, что "религия требует мягкого и доброго отношения к детям", "бить и глумиться над ними запрещено".
"А у нас очень часто получается так: не выучил ребенок урок, пропустил занятие, не выполнил домашнее задание - родители сразу за ремень берутся. Спрашивается: а сам-то папаша где в это время был? Почему мамаша тоже в телевизор уткнулась? Почему папаша на диване валяется и второсортный футбол смотрит вместо того, чтобы с сыном математические задачи решать или правописанием заниматься?" - сказал представитель Совета муфтиев.
Еще хуже, по его мнению, "когда из ребенка пытаются делать композитора, музыканта, космонавта".
"Ему пилить лобзиком хочется, а ему ноты суют и грозно приговаривают: "Бери, играй, а то дебилом вырастешь! Не будешь играть на пианино, сейчас же ремня получишь по мягкому месту", - заявил собеседник агентства.
У самого Гизатуллина три сына, и, по его словам, в семье "не применяли к ним никакой физической силы, ибо сила в данном случае - это проявление слабости взрослых".
Первый зампред Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Альбир Крганов признал, что, конечно, было бы хорошо, если бы люди верили в Творца и не делали зла. "Но, к сожалению, наша духовная нищета ведет к тому, что простой гражданин из-за дефицита духовных знаний неправильно себя ведет. Поэтому когда законодатели предлагают сегодня закон, призванный защитить детей, я считаю, что это правильно. Если законопроект поддерживает большинство в Думе, то и мы его поддерживаем", - сказал Крганов.
Мнение Гизатуллина и Крганова не разделил глава третьей крупнейшей централизованной организации российских мусульман - председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев.
"Я категорически против", - сказал Бердиев. Он убежден, что "при воспитании ребенка можно применять все способы, лишь бы не калечить". "В том, что родитель может бить своего ребенка ради его воспитания, - ничего страшного нет. И учителям раньше разрешали бить детей, но только не калечить", - напомнил муфтий.
"А то, что нам сейчас пытаются привить - воспитание на западный манер, - это нам не подходит. Наше общество еще не готово к этому. И прежде чем принимать такие законы, это надо широко обсуждать в обществе", - призвал глава Координационного центра мусульман Кавказа. br>
Представитель Буддийской традиционной Cангхи России в Москве Санжей-лама также выступил за "очень взвешенный подход" к вопросу об изменении законодательства в сфере отношений детей и родителей.
"Общественное мнение играет здесь очень большую роль", - сказал лама.
По его мнению, существующее уголовное законодательство в отношении наказания за жестокое обращение с детьми достаточно действенно.
"Но конечно, права детей нужно защищать, потому что дети - это будущее России", - добавил собеседник агентства.
На вопрос, допускают ли российские буддисты физическое наказание ребенка, лама ответил утвердительно. "Меня тоже наказывали в детстве ремнем", - с улыбкой заключил он. br>
"С нашей точки зрения, в законопроекте содержится ряд недостатков, способных нанести серьезный урон семье. Если замышляли его как инструмент, защищающий права детей, получилось так, что на самом деле он будет причинять им больше ущерба, поскольку даст поле для произвола чиновников", - сказал РИА "Новости" представитель Главного раввина России Берла Лазара по связям с общественными организациями и госструктурами Андрей Глоцер (Федерация еврейских общин России - ФЕОР).
По его словам, вмешательство государства в такую тонкую и личную сферу, как воспитание детей - "вообще говоря, не представляется желательным, является вторжением в личное пространство".
Глоцер отметил, что в законопроекте нет определения, что же такое "духовно-нравственные ценности российского общества", соответствующие которым навыки поведения закон предписывает формировать в ребенке. "Очевидно, что дать точное определение этому понятию очень сложно, поскольку представления о духовности у всех разные, особенно они различаются у разных религиозных групп", - пояснил представитель Главного раввина.
"Грубым и пренебрежительным" обращением с несовершеннолетним, по его словам, можно назвать "фактически любое грубое, неосторожное замечание в адрес ребенка" - таким образом, имеющаяся в законопроекте формулировка предоставляет массу возможностей для трактовок.
Самая большая опасность нового законопроекта, как полагают в еврейской общине России, состоит в том, что благодаря ему дети легко могут сделать своих родителей объектом шантажа. "Папа, купи мне конфету! Или я пожалуюсь на тебя - и ты сядешь в тюрьму!" - продемонстрировал угрозу собеседник агентства. Таким образом, по его словам, может быть разрушен сам принцип, на котором строится воспитание ребенка в семье - принцип, предусматривающий невмешательство посторонних в этот процесс.
"Сегодня достаточно возможностей и способов отстаивать права детей в случае посягательства на их жизнь и здоровье. Все необходимые нормы уже содержатся в Уголовном кодексе РФ", - считает Глоцер.