Константинопольский Патриарх Варфоломей I заявил, что "всем сердцем поддерживает вступление Турции в Европейский Союз", однако для этого его стране требуется "выполнить все необходимые условия и многое изменить, чтобы достигнуть европейской зрелости".
Интервью Патриарха опубликовано австрийским еженедельником "News" по завершении прошедшего на минувшей неделе визита Варфоломея в Вену, где он принял участие в конференции "Ислам в плюралистическом мире" и встретился с ведущими политиками страны, сообщает "Интерфакс".
Патриарх, по его словам, рассматривает Турцию как часть Европы, но считает, что в стране-кандидате присутствуют "проблемы с религиозной свободой". Например, возглавляемый Варфоломеем Патриархат до сих пор не имеет статуса юридического лица, хотя действует на территории Турции уже более тысячи лет. А без юридического статуса Патриархат не может обладать собственностью.
На эти проблемы Варфоломей указал в своей беседе с австрийским канцлером Вольфгангом Шусселем.
По словам Патриарха, его собеседник также критически отзывался о возможности вступления Турции в ЕС.
В ходе визита состоялись также встречи Патриарха с президентом Австрии Хайнцем Фишером и спикером парламента Андреасом Колем. В центре бесед с этими политиками были также положение меньшинств и защита прав человека в Турции, включая статус Константинопольского Патриархата.
Интенсивные консультации Варфоломея с австрийскими политиками, возможно, связаны с тем фактом, что в первой половине будущего года Австрия будет председательствовать в Евросоюзе. Президент и председатель парламента Австрии выразили намерение вскоре побывать в Турции и там вновь встретиться со своим гостем.
В интервью австрийскому общественному телевидению Патриарх также призвал турецкое правительство вновь открыть богословскую семинарию на острове Халки, которая, по его словам, была "незаконно закрыта" в ходе кипрского кризиса 1971 года. Варфоломей I считает, что запрет на деятельность семинарии "противоречит стремлению Турции развивать более тесные связи с Европой", поэтому, считает он, ее открытие "было бы в интересах турецкого правительства".