Попытка российских властей договориться с хозяином частного музея в Клинтоне (штат Массачусетс) Гордоном Лэнктоном о досрочном возвращении на родину 37 икон из собрания московского Музея им. Андрея Рублева не увенчалась успехом. Как стало известно агентству ИТАР-ТАСС, на состоявшихся в минувший понедельник переговорах Лэнктон отказался признать "форс-мажорные обстоятельства", на основании которых Министерство культуры России ранее решило прервать показ этой выставки в США, который изначально планировалось провести до июля нынешнего года.
Вернуть домой свое достояние Россия пытается из-за угрозы посягательств на него в США. Они могут возникнуть в свете прошлогоднего постановления американского суда о "возвращении" иудейскому движению "ХАБАД Любавич" исторических книг и документов, известных как "коллекция Шнеерсона". Это собрание никогда не принадлежало данной организации и вообще не покидало территорию России; российские власти считают решение федерального суда в Вашингтоне по этому поводу незаконным. Тем не менее, хасиды сразу предупредили, что по истечении "разумного срока" будут добиваться выполнения этого решения любыми доступными им способами.
В Клинтоне выставка российских икон, включающая, по словам специалистов, бесценные экспонаты, открылась осенью прошлого года. Трудно понять, почему ее вообще привезли в США уже после судебного вердикта по "собранию Шнеерсона".
Лэнктон свою позицию объясняет тем, что, организуя экспозицию, понес убытки, исчисляемые шестизначными цифрами. Ему, наверное, был бы только на руку спор, который задержал бы иконы в США и привлек бы внимание и к нему, и к его музею. Кстати, для этого бывшего американского бизнесмена, работавшего в Москве, коллекционирование икон поначалу было простым хобби: первый образ он приобрел в качестве экзотического сувенира. Теперь в его собрании несколько сотен икон, в том числе достаточно старых и ценных. Но, разумеется, с иконами, в том числе чудотворными, из Музея им. Рублева они сравниться не могут. Название выставки говорит само за себя: "Сокровища из Москвы".
Вопрос о сохранности российских музейных ценностей в США не раз в последнее время поднимался в двустороннем диалоге на высоком государственном уровне. Американцы при этом всегда заверяли, что у них никогда ничего не пропадало, поскольку действует специальный закон об иммунитете художественных выставок. Не далее как в начале марта заместитель госсекретаря США Джудит Макхейл повторила ИТАР-ТАСС эти заверения.
Вместе с тем Лэнктон теперь утверждает, будто некий сотрудник госдепартамента согласился с необоснованностью российских ссылок на форс-мажор. На самом деле в переговорах в понедельник американские дипломаты не участвовали. Попытки корреспондента ИТАР-ТАСС получить комментарий по поводу развития событий непосредственно во внешнеполитическом ведомстве США успеха не принесли: запрос увяз где-то в недрах его юридического подразделения. Российские же специалисты утверждают, что соглашение об организации выставки прямо относит вмешательство государственных инстанций к "форс-мажорным обстоятельствам".