Ставропольский краевой суд в пятницу отказал в удовлетворении иска адвоката Мурада Мусаева к правительству региона в связи с постановлением о введении школьной формы и о запрете ношения хиджабов.
Прения сторон проходили в закрытом от прессы режиме. Представитель правительства региона настаивал на соблюдении конституционных прав тех детей, которые посещают школу вместе с мусульманами, и вновь напомнил о светском характере образования, сообщает "Интерфакс".
Мусаев добивался признания недействующим постановления правительства Ставропольского края от 31 октября 2012 года "Об утверждении основных требований к школьной одежде и внешнему виду обучающихся" в части, исключающей право женщин мусульманского вероисповедания одеваться в соответствии с их религиозными убеждениями из-за ряда несоответствий установленным правилам.
Представитель правительства и губернатора региона Владимир Молчанов заявил, что их сторона полностью удовлетворена решением суда. "Наша сторона полностью удовлетворена, поскольку постановление принято строго в соответствии с Конституцией РФ. Оно ни в коей мере не умаляет прав граждан на вероисповедание. Поскольку мы полагаем, что данное решение законно и обосновано, мы будем возражать против апелляции", - сказал он.
В свою очередь адвокат Мусаев подтвердил, что намерен обжаловать решение в вышестоящих инстанциях.
Прокурор выступал на процессе с ходатайством об отказе в удовлетворении рассмотрения заявления.
В числе свидетелей на процессе была допрошена и уполномоченный при губернаторе Ставропольского края по правам ребенка Светлана Адаменко, сообщает ИТАР-ТАСС. По ее мнению, постановление властей не следует рассматривать как покушение на чьи-то права. "В школах есть уставы, которые также регламентируют внешний вид учащихся", - объяснила детский омбудсмен.
Адаменко убеждена, что "нет никакого повода у родителей, пришедших в суд, думать, что они подвержены дискриминации". Она уверена, что в ряде случаев именно родители заставляют детей надевать религиозную одежду. "Хотя допускаю, что такие взрослые девочки, как те, которые приглашены на процесс, самостоятельно приняли это решение, так как живут в семье и принимают уклад семьи", - говорит Адаменко. Но "дети не должны быть заложниками спора взрослых", - убеждена омбудсмен. "Родители, которые этого не понимают, создают предпосылки для таких негативных последствий, которых и сами не могут предвидеть", - уверена она. "Это связано с тем, что школьная среда достаточно агрессивна, и у других детей хиджаб может вызвать неприятие", - поясняет Светлана Адаменко.
"Как уполномоченный, я обязана равно защищать интересы и права тех детей, которых не пускают на занятия в хиджабах и тех, кто сегодня занимается и не понимает, почему их сверстники должны надевать хиджабы", - отметила омбудсмен.
В октябре 2012 года ставропольский краевой муфтият сообщил о жалобах родителей некоторых школьниц на то, что девочкам-мусульманкам около двух недель не разрешали посещать школу в хиджабах. Пятерых учениц в Нефтекумском районе с 3 по 17 октября не пускали в школу. При этом, по словам родителей, 1 сентября девочки пришли в школу в платках и в течение месяца занимались без проблем.
Тема ношения хиджабов обсуждалась 18 октября на самом высоком уровне. Президент России Владимир Путин заявил о необходимости уважать религиозные чувства, однако исходить из светского характера российского государства.
Губернатор Ставрополья впоследствии дал установку немедленно начать разработку краевого нормативно-правового акта, который регулировал бы требования к одежде учащихся.
С 9 января 2013 года все школьники Ставрополья в соответствии с постановлением регионального правительства стали посещать занятия в форме.
В постановлении краевого правительства от 31 октября 2012 года прописано, в частности, что одежда должна быть классического образца: у девочек без заниженной талии, без декольте. Не запрещается надевать школьницам брюки классического вида, также допускается ношение джемперов, свитеров и пуловеров в холодное время года. Регламентом также вводится прямой запрет на использование религиозной одежды, символики и атрибутики.