Официальная газета Ватикана L’Osservatore Romano объявила, что пьесы Уильяма Шекспира наглядно подтверждают, что их автор, несомненно, был католиком.
L’Osservatore Romano обсуждает на своих страницах новый фильм "Аноним" (Anonymous), в котором речь идет о популярной теории, согласно которой работы Шекспира на самом деле были написаны графом Оксфордским Эдвардом де Вером. Статья, в которой приводится множество цитат из пьес Шекспира, призванных подтвердить его католические убеждения, заканчивается категорическим выводом: "Если его личность может обсуждаться, то никак не его вера".
L’Osservatore Romano отмечает, что из-за жестокого преследования католиков в Англии в конце XVI - начале XVII века Шекспир был вынужден скрывать свои истинные религиозные взгляды. Хотя исторический Уильям Шекспир был должным образом зарегистрирован в англиканском приходе, ватиканская газета считает, что данный факт еще не свидетельствует о подлинном мировоззрении знаменитого драматурга, отмечает "Седмица".
В ватиканской газете отмечается, что даже нынешний глава Англиканского сообщества архиепископ Кентерберийский доктор Роуэн Уильямс соглашается с тем, что автор пьес был, вероятно, католиком.
Впрочем, доказательства принадлежности великого автора к католицизму находились и ранее. Так, в 2009 году вице-ректор Достопочтенного английского колледжа (британской католической семинарии в Риме) священник Эндрю Хидон заявил, что располагает историческими свидетельствами не только принадлежности драматурга к Католической церкви, но также доказательствами того, что Шекспир бывал в Риме.
Речь идет о трех записях в гостевой книге Английского колледжа, подписанных странными именами "Arthurus Stratfordus Wigomniensis" (1585), "Gulielmus Clerkue Stratfordiensis" (1589) и "Shfordus Cestriensis" (1587). По мнению Хидона, эти подписи следует понимать как зашифрованное имя Шекспира: "(Соотечественник короля) Артура из Стратфорда (в диоцезе) Вустера", "Уильям, служитель из Стратфорда" и "Ш(експир из Страт)форда (в диоцезе) Честера". Все три записи приходятся на "потерянные годы" Шекспира - период, о котором ученым ничего не известно. Шекспир покинул родной Стратфорд в 1585-м, а в Лондоне появился только в 1592-м.
Эндрю Хидон убежден, что Шекспир был тайным католиком и, как многие его единоверцы, скрывался в Риме от гонений первых лет правления королевы Елизаветы.
Исследовательница биографии Шекспира Хильдегард Хаммершмидт-Хуммель в недавно опубликованной книге согласна с теорией о том, что великий драматург был католиком и что "его религия - ключ к пониманию его творчества". Есть свидетельства о том, что католиками были родители Уильяма, его учителя и его покровитель граф Саутгемптонский, который укрывал от преследований католических священников.
Сторонники этой теории считают доказательством своей правоты пьесы Шекспира, по которым видно, что автор знаком с обычаями и религиозными взглядами католиков. Из 37 пьес Шекспира действие пяти происходит в разных городах Италии, еще пяти - целиком или частично в Риме и еще трех - на Сицилии.
Напомним, что к выводу о принадлежности великого драматурга к католицизму пришел в результате своих исследований и профессор литературы Флоридского университета Джозеф Пирс. После тщательного изучения малоизвестных фактов биографии Шекспира ученый склонился к убеждению, что автор "Гамлета" был католиком, но по соображениям безопасности скрывал свою веру.
По мнению Пирса, католическая вера английского драматурга побуждает исследователей по-иному взглянуть на некоторые его произведения. "Если Шекспир был католиком, то в силу самого этого факта он не мог быть "атеистом" или "нигилистом постмодерна", как изображают его некоторые современные исследователи", - считает профессор Флоридского университета.